Рецензия: «Интерстеллар». Космический полёт фантазии

Мы ждали этот фильм долгие 8 лет. Сразу было ясно: «Интерстеллар» — проект амбициозный, масштабный, оригинальный и... трудноисполнимый.

Свершилось

Первым режиссёром, подписавшимся на эту «махину», стал не кто-нибудь, а сам Стивен Спилберг (с 2006 года). В главной роли он хотел видеть Уилла Смита. Но, тем не менее, дело не шло. В 2012 году мэтр окончательно покинул строптивое детище. Тогда сценарист Джонатан Нолан предложил новую кандидатуру — своего небезызвестного брата Кристофера.

Наверное, это тот случай, когда всё идёт к лучшему: кажется, «Интерстеллар» сам искал идеального режиссёра, который сможет воплотить его грандиозный замысел в реальность. Пусть у Спилберга дома стоят 3 заветные статуэтки, а у Нолана, будто в насмешку, лишь 3 номинации на «Оскар», последний идеально вписался в работу: 26 октября состоялась мировая премьера картины.

За последние несколько лет, после «Престижа», «Начала», трилогии «Тёмныйрыцарь», Кристофер Нолан по праву стал одним из самых авторитетных мастеров Голливуда. Работает он без спешки, предпочитая количеству качество, зовёт лучших актёров (точнее, они уже сами ждут не дождутся приглашения), любит нетривиальные сюжетные ходы и не боится крупных «объёмов», приковывая зрителя к экрану минимум на 2часа. Те, в свою очередь, готовы самоотверженно отсиживать нужное время, потому что знают: каждый новый фильм— событие.

В Росии «Интерстеллар» выходит в прокат 6ноября. Те, кто побывал на премьере, уже говорят о новинке с придыханием, а рейтинг IMDb выглядит просто неприлично высоким:9.40. В общем, «Интерстеллар» (буквально «Межзвёздный»)— просто «космос». А точнее— о космосе.

Фантастика, наука и перспективы

Наконец-то нас ждёт продуманный и, не побоюсь этого слова, реалистичный научно-фантастический фильм. Братья Ноланы не стали опираться на априорные категории и по привычке оперировать прижившимися в рамках жанра терминами, вроде «гиперпереход», «фотонные двигатели» и так далее. От них давно веет пошлостью и допущением из серии «когда-нибудь изобретут». У Ноланов всё серьёзно: в основу сюжета легли подлинные научные исследования физика-теоретика Кипа Торна, а киношники засели за теорию относительности.

На главную роль позвали Мэттью МакКонахи («Настоящий детектив», «Время убивать», «Далласский клуб покупателей»). Уилл Смит, безусловно, отличный актёр, но с суровым уроженцем Техаса образ фермера-лётчика Купера получил необходимую сдержанность и прекрасно вписался в местный колорит.

Мир недалёкого будущего в «Интерстелларе»— это эпоха деградации и упадка. Большая часть технологий забыта, космические программы заморожены, а знаменитая высадка на Луне в учебниках по истории называется инсценировкой. Населению Земли не до звёзд: отчаянно не хватает продовольствия. Поэтому один из лучших лётчиков NASA Джозеф Купер переквалифицировался в фермеры, а само Космическое агентство давно распустили. Теперь инженерный талант годится разве что для настройки автоматической работы тракторов и комбайнов.

Призрак надежды

После смерти супруги Джозеф воспитывает двоих детей, пытается привыкнуть к новым реалиям, но в отчаянии понимает, что его лучшие годы позади. Дома «безобразничают» странные аномалии, которые дочка Мёрфи (Маккензи Фой) называет полтергейстом. Любознательная девочка уверена, что призрак хочет общаться. Однажды его воздействие становится очевидным даже для скептика Купера: «послание» отчётливо складывается в координаты.

«Призрак» приводит заинтригованного фермера не куда-нибудь, а на засекреченную базу возрождённого NASA. Напуганное постоянными катаклизмами правительство вернуло работу опальным учёным,только когда стало окончательно ясно: Земля скоро будет непригодна для обитания людей. Бывший начальник Купера, доктор Бранд (Майкл Кейн), готовит экспедицию в другую галактику через гравитационную аномалию, ту самую «кротовую нору». Чудесное появление лучшего пилота становится «подарком» для проекта: экипажу физиков-теоретиков необходим человек с практическим опытом.

Папе надо спасти мир ©

Цель амбициозной экспедиции— разведать 3наиболее перспективные планеты и выбрать новый дом для землян. Купер разрывается между желанием быть с детьми и мечтой наконец-то отправиться к звёздам, — шанс никогда не вернуться велик. Бранд клянётся найти решение, которое спасёт оставшихся. Тем более, он сам отправляет в космос единственную дочь Амелию (Энн Хэтэуэй).

Старший сын держится молодцом, но младшенькая, Мёрфи, страдает и не хочет отпускать отца. Как объяснить 10-летней девочке, что папе нужно спасать мир?

Как поразительно одиноко смотрится маленький космолёт на просторах безбрежной Вселенной. За пределами уютной старушки-Земли человек наконец-то может трезво оценить своё истинное положение. Все наши страсти, противоречия, войны, сомнения— всё теряет значение при встрече с величественной пустотой. Сразу начинаешь задумываться, как всё-таки безответственно люди относятся к своему самому важному дару— родной планете. Мы безалаберно загаживаем единственный дом, не осознавая, что в реальной жизни бежать некуда. Но это уже лирическое отступление.

Беспощадное путешествие

Естественно, полёт не обходится без непредвиденных событий. Когда-то, ещё на стадии съёмок, в инсайдерской среде промелькнули слухи: мол, главным антагонистом «Интерстеллара» станет машина. Но исполнительный умница-Тарс и ему подобные военные роботы, которые помогают в полёте, оказываются куда надёжнее людей. Они не предадут, у них нет собственных интересов, они не подвержены эмоциям. У искусственного интеллекта даже чувство юмора получше, чем у многих из нас.

Но если не робот, тогда кто или что угрожает успеху экспедиции? Интригу решили скрывать до последнего. Огромные расстояния, опасные условия на новых планетах, природные катаклизмы и проблемы с электроникой— что угодно может послужить причиной катастрофы. В центре новой системы, куда приводит людей кротовая нора, находится чёрная дыра,— поэтому серьёзным врагом путешественников становится время. Например, для тех, кто оказывается рядом с мощным источником гравитации, проходит пара часов, а на Земле— десятки лет. Теория относительности в действии!

Пока Купер бороздит просторы космоса, его дети вырастают. Сын обзаводится женой и детьми, дочка, которую он помнит десятилетней девочкой, превращается во взрослую женщину (её сыграла Джессика Честейн) и тоже становится выдающимся физиком. Космическим путешественникам больно осознавать, что жизнь проходит без них, близкие невольно отдаляются, а родная планета постепенно погибает.

Помимо чисто технических проблем, есть так называемый человеческий фактор. В команду набирали лучших из лучших: людей, безоговорочно преданных делу, готовых на самопожертвование и психологически устойчивых. Но, с другой стороны, в экстремальных условиях может случиться что угодно.

Разум и чувства

В руках небольшой группы людей оказывается будущее всего человечества. Что считать успешным завершением миссии: основание отдельной колонии с людьми, выращенными искусственно, или эвакуация обречённого населения Земли?

Станция с генетическим материалом способна сохранить человеческий вид. Но как передать новому поколению культуру, мораль, нравственные ценности? Можно ли вообще считать таких колонизаторов людьми? Учёные, которых годами готовили для экспедиции, понимали, на что идут. Они заставили себя не оглядываться, не стали заводить семьи.

А Купер обещал, что вернётся. Когда становится ясно, что у колонизации гораздо больше шансов на успех, только он не теряет надежды ещё раз увидеть детей. Любовь оказывается сильнее здравого смысла и даже беспощадных законов физики. Куп единственный из всей экспедиции готов верить в невозможное, даже когда ему противоречат все факты. Эта слепая вера и привязанность к близким способна покорить любые преграды, включая пространство и время.

Космическая безупречность

«Интерстеллар» можно с уверенностью назвать самым грандиозным творением Кристофера Нолана. Техническое исполнение безупречно: путешествие по просторам космоса, кротовые норы, чёрная дыра, новые планеты... Самые потрясающие кадры, ради которых стоит высидеть в зрительном зале почти 3 часа, — это полёт космического корабля. Он выглядит песчинкой на фоне бесконечности, а минималистичный саундтрек от легендарного Ханса Циммера подчёркивает чувство благоговейного трепета перед огромной Вселенной.

Как редко нам удаётся отвлечься от повседневной суеты, от мелочной возни и осознать своё истинное место в мире. Нолан беспощадно выставляет человека за пределы уютной планеты, заставляя наконец-то задуматься о своих действиях и перспективах. Тысячи слезливых документальных фильмов о войнах, эпидемиях, убийстве животных и прочих катастрофах не способны произвести столь ошеломительный эффект. Лишь осознав, какое это богатство— обитаемая планета, люди смогут научиться её ценить и беречь. И хорошо бы нам это сделать поскорее, потому что «переезжать» некуда.

Даже самый скептически настроенный взрослый начинает восхищаться увиденным, словно маленький ребёнок. Мы понимаем, что фильммейкеры изображают многие физические явления, руководствуясь собственной фантазией и предположениями учёных, но «Интерстеллар» всё равно оказывает оглушительное воздействие на зрителя.

Кстати, именно в этом ответственном проекте Нолан впервые за долгие годы отказался от сотрудничества со своим постоянным оператором Уолли Пфистером и нанял Хойте Ван Хойтема («Она», «Впусти меня», «Боец»). Жалеть не пришлось, в чём мы и убедились.

Что касается актёрского состава, то здесь у режиссёра осечек не бывает. В центре— оскароносный дуэт МакКонахи—Хэтэуэй, которым можно только восхищаться. Особенно стоит отметить игру Мэтта Деймона, чья партия оказалась самой неожиданной и неоднозначной, но, безусловно, гениальной. Поразила и самая юная актриса в составе, Маккензи Фой, исполнила роль маленькой Мёрфи. Девочка совершила грандиозный скачок после «Золотой малины» за участие в финальной части «Сумерек» и переиграла своё взрослое воплощение в лице опытной обладательницы «Золотого глобуса»— Джессики Честейн.

Готовимся к неожиданностям

Поклонники Нолана знают о любви режиссёра к закольцованности, неожиданным решениям и открытым финалам. В случае с новинкой мы советуем подмечать даже мелкие детали. Здесь не остаётся повисших «хвостов», а то, как именно окажутся связаны «земное» начало фильма и космический финал, действительно поражает. Создатель «Интерстеллара» окончательно отпускает вожжи бурной фантазии, так что вряд ли кто-то сумеет угадать главный кульбит.

С другой стороны, именно его неожиданное решение и вызывает больше всего нареканий. Многих зрителей сбивает с толку резкий переход от выверенной научной фантастики к совершенно фэнтезийному допущению. Во главу угла становятся вовсе не технологии, не космос с его чудесами и беспощадными законами, а Любовь. Только она способна преодолеть пространство и время, обойти законы логики, препоны разума и совершить настоящее чудо, на которое никогда не будет способна наука.

Смотреть советуем всем. Это удивительное путешествие, которое стоит пережить. Поспешите в кинотеатры,— на маленьком экране от фильма ничего не останется.

Оценка: 10 из 10. Честный восторг.

ТРЕЙЛЕР

750" height="422"


• В кино с 6 ноября

• Режиссёр— Кристофер Нолан

• В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Уэс Бентли, Джессика Честейн, Мэтт Дэймон, Маккензи Фой, Элиес Габел, Майкл Кейн, Кейси Аффлек, Тофер Грейс

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor