В новой картине удачно сложились 3составляющие успеха: сценарий, режиссёр и актёры. В основе— интригующий роман Гиллиан Флинн, режиссёр — создатель «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер. В главных ролях— обладатель премии «Оскар» Бен Аффлек и обворожительная британка Розамунд Пайк.
Нью-йоркский вечер, пара влюблённых сбегает с шумной вечеринки. На тёмной узкой улочке грузчики заносят в пекарню мешки с сахарной пудрой,— сладкий туман оседает на волосах, лицах, одежде. Он стирает белый налёт с её губ. Поцелуй. Занавес...
Ник (Бен Аффлек) и Эми (Розамунд Пайк) уверяли себя, что счастье будет длиться вечно: утончённая красавица из высшего общества и простой, хоть и неглупый парень-журналист, казалось, идеально дополняют друг друга. Он покорил её напором и искренностью. Она его… Одного взгляда достаточно— это женщина-мечта.
Финчер начинает свой триллер так, как прочие заканчивают мелодрамы. Но даже в этой «пасторали» зритель ощущает подвох: Эми идеальна, но чувствует давление строгих родителей, она выросла в роскоши, но в браке с Ником их преследуют финансовые сложности, она блестяще образована, а муж, хоть и неглуп, меркнет на фоне её гениальности. Различия, соединившие этих двоих, с годами начинают подтачивать отношения. Ситуация накаляется, когда оба теряют работу и покидают любимый Нью-Йорк, чтобы чтобы ухаживать за больной мамой Ника— в провинциальном городке штата Миссури.
Все 5лет брака Эми не теряет былой находчивости: в честь каждой годовщины устраивает мужу квест— поиски сокровища. Юбилейная игра обещает стать действительно грандиозным событием. Утром злополучного дня Ник жалуется своей сестре Марго (Кэрри Кун) на семейные передряги. А в обед выясняется, что жена пропала при весьма подозрительных обстоятельствах.
Сразу закрадываются подозрения, что хитрая и высокомерная Эми решила жестоко проучить мужа. Но «игра» затягивается: полиция склонна считать Ника главным подозреваемым, копает под его сестру, родители супруги выливают всё скопившееся раздражение, а толпа, подогреваемая журналистами во главе с беспринципной ведущей ток-шоу, готова линчевать…
Если сначала симпатии зрителя явно на стороне Ника, то вскоре в его невиновности начинают сомневаться по обе стороны экрана. Новые подробности, мелкие грешки непутёвого мужа, большие разногласия складываются в мотив. И улики возникают, словно по заказу. Главная— скандальный дневник пропавшей девушки. В её рассказах муж предстаёт настоящим чудовищем, замышляющим недоброе.
Неужели под личиной наивного и крайне невезучего тюфяка скрывается убийца? Чем глубже копает детектив Ронда Бони (Кљим Диккенс), тем больше доказательств тому находит. Однако, именно она становится «резонёром» Финчера:«Простое решение— не всегда верное». Чью сторону принять— жены или мужа? Остаётся только отыскать Эми— живой или мёртвой.
Удивительно, как изначально хорошие и влюблённые друг в друга люди погрязают во лжи, дрязгах и взаимном недовольстве. Можно ли разрешить противоречия мирно? Или крайности необходимы обоим? Финчер ловко тасует факты, играя со зрителем. В его истории нет чёткого разделения на чёрное и белое: обязательно ли плохой муж— преступник? Может ли идеальная жена быть коварной притворщицей? Истина не обязательно залог оправдательного приговора, а имидж, порой, весомее фактов. Хотя мэтр и раскрывает интригу, очевидной развязки всё равно ждать не приходится: там, где мы предполагаем конец, начинается самое интересное.
Финал, как водится у Финчера, выходит далёким от любых ожиданий, так что о победе добра над злом и восстановлении справедливости говорить не приходится.
Смотреть «Исчезнувшую» стоит: фильмы подобного уровня в этом году можно пересчитать по пальцам. Имя Дэвида Финчера— это априори «Будет круто!» Все, кому доводилось с ним работать, восхищаются не только его режиссёрским дарованием, но и умением держать под контролем весь съёмочный процесс от начала до конца.
Действительно, мало кто из его коллег способен создать столь сложную, изящную и логичную конструкцию. Факты, намёки, полунамёки и мимолётные ощущения, ненароком брошенные фразы, самые мелкие детали— всё это создаёт сложную и многогранную реальность, где нет лишних героев, слов, действий. Классическая финчеровщина— что тут попишешь?
Визуальный ряд, как и сюжет, на высоте: мягкий свет, лаконичные сцены, великолепные, в своей простоте и выразительности. Саундтрек— снова в точку. Даже второстепенные персонажи— проработаны в деталях: каждый— целостная личность с эмоциями, мотивами и противоречиями. Именно поэтому фильм «живёт», не превращаясь в схему.
Единственный минус— особенно дотошный зритель способен найти неучтённые полицией зацепки, которые могли бы повернуть сюжет в другое русло. Что ж, оставим эти «если» сослагательному наклонению.
P.S. Если вы уже читали книгу, не расстраивайтесь, — специально для киноверсии Флинн, выступившая в роли сценариста, изменила финал.
style="margin-right: 20px; margin-top: 20px;"
• В кино со 2 октября
• Режиссёр — Дэвид Финчер
• В главных ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис, Мисси Пайл, Кэрри Кун, Патрик Фьюджит, Бойд Холбрук, Скут МакНэйри, Эмили Ратажковски, Кейси Уилсон