Рецензия: «Исход: Цари и боги». Политика, ревность и Божий промысел

Ридли Скотт уже показал миру свои творческие вершины: «Чужого», «Гладиатора», «Ганнибала», etc. Теперь можно и для души поснимать. Например, медитативный «Исход». Красавец Кристиан Бэйл в главной роли, библейская тематика и размышления о Боге. Главное, не задремать посередине.

Что можно сказать о новой картине признанного мэтра? Э-ПИЧ-НО. Понятное дело, интриги нет: пожалуй, Исход из Египта и принятие законов Торы— самый известный сюжет из Ветхого завета . Ну кроме истории о ноевом ковчеге,— его уже Даррен Аронофски застолбил.

ПОЛИТИКА, РЕВНОСТЬ И БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ

В общем, жил-был принц египетский Моисей (Бейл)— красивый, умный, мужественный, одарённый, отличный полководец и, минуточку, скептик-рационалист. Его дядя, фараон Сети I (Джон Туртурро), высоко ценил его воинские и лидерские качества и, откровенно говоря, жалел, что парнишка его племянник, а не сын. Официальный наследник Рамзес (Джоэл Эдгертон) тоже неплох: отважен, хорош собой, но при этом слишком горд, склонен к позёрству и жаден до власти.

Ридли Скотт весьма прямолинейно — в лоб — выстраивает образ будущего антагониста и вырисовывает выгодные отличия главного героя. Вот у скромняшки-Моисея доспех сугубо утилитарный (мы опустим, что он немного не соответсвует эпохе), функциональный, стильный, тогда как Рамзес разодет по последнему слову египетской моды: золото, золото, много золота. И камни, и парча. Первый брутален и бородат, второй— обрит налысо и подводит глаза. Зрителю сразу говорят: мол, смотрите, как Моисей выделяется на фоне среды— он явно круче изнеженных представителей правящего класса. Приняли к сведению, идем дальше.

Практически с первых кадров между братьями намечается разлад. Предсказание Великой Жрицы (Индира Варма), сделанное перед важным сражением, гласит: спаситель займёт место спасённого. Естественно, Моисей благородно помогает Рамзесу избежать гибели в пылу битвы. Тот тихо истерит до тех пор, пока не доносят, что его образцово-показательный кузен— еврейский подкидыш. Учитывая заслуги приемного сына благородной царевны Битии (Хиам Аббасс), на этот факт можно было бы закрыть глаза... Но Сети умирает, его супруга Туйя (Сигурни Уивер), понимая, что слава Моисея способна нанести урон имиджу её сына, подговаривает того избавиться от брата.

2,5 ЧАСА КРАСОТЫ

Молодой фараон, неплохой парень, в общем-то, начинает карьеру правителя с целой череды тактических ошибок, которые в будущем обернутся серией катастроф для всей страны. Моисея стоило или убить, или направить его таланты на служение Египту. Рамзес же из жалости отправляет брата в изгнание. Человеку, столь одарённому, не суждено прожить тихую и мирную жизнь среди пастухов с красавицей-женой (Мария Вальверде). Спустя почти десятилетие бывший египетский военачальник, избранный Богом, возвращается, чтобы освободить еврейский народ из 400-летнего рабства.

Так как перед нами переложение ветхозаветной легенды, то никаких сюрпризов для мало-мальски образованного человека сюжет преподнести не может. Разве что на сеанс попадут школьники. (Но им просмотр точно пойдёт на пользу.) Эпическая картина разворачивается неспешно и основательно. Где-то на середине 2,5-часового сеанса нападает навязчивое желание пойти за новой порцией попкорна или за чаем с печеньками, что несколько затруднительно сделать, сидя в кинозале. Зато смотреть «Исход» дома на диване было бы не в пример удобнее.

Хотя мировая критика оценила новинку Ридли Скотта весьма прохладно, от просмотра вполне можно получить удовольствие. Прежде всего— эстетическое. Размах работы художника-постановщика Артура Макса («Гладиатор», «Черный ястреб», «Царство небесное») и его команды просто поражает воображение. Мир Древнего Египта воссоздан старательно, дотошно, реалистично. Великолепные дворцы и виллы знати, величественные храмы и статуи, грандиозная стройка, где горбатятся рабы, их унылые жилища, виды Нила и пустыни— на всё это действительно стоит посмотреть. За великолепные костюмы, которые способствуют воссозданию аутентичного духа эпохи, стоит благодарить ещё одну «постоянную сотрудницу» режиссёра— оскароносную Джэнти Йэтс («Гладиатор», «Ганнибал», «Царство небесное»).

ОЖИВШИЕ ЛЕГЕНДЫ И ОРИГИНАЛЬНЫЙ БОГ

Главный «цимес» фильма— визуализация «Десяти казней египетских». Создателям картины удаётся на первых порах сохранять видимость «природного» происхождение катаклизмов, лишь под конец делая акцент на их сверхъестественный источник. Сначала зритель вместе с Рамзесом сомневается в том, что беды, постигшие страну, наслал таинственный еврейский Бог. Вдруг потсановщик решил представить Моисея в своей интерпретации сумасшедшим, который беседует и даже распивает чаи с собственными галлюцинациями? (А что, оригинально могло бы получиться!)

Приятно, что Скотт сумел придать каноническим библейским персонажам житейскую неоднозначность, естественность, «объём». Рамзес, конечно, самодур, а его раздутое эго и несговорчивость приводят к печальным последствиям, но при этом именно он, вопреки желанию родни, сохраняет жизнь изгнаннику-брату, искренне любит жену и сына. Горе, вызванное смертью первенца, заставляет по-настоящему ему сочувствовать. Заодно момент с преследованием евреев становится вполне обоснованным: египетский народ уже молит фараона выгнать злосчастных рабов, и Рамзес вынужден подчиниться, но его глубокая личная трагедия толкает его на импульсивный шаг— во что бы то ни стало отомстить, наплевав на договоренности и собственную честь.

Моисей тоже не «сферический герой в вакууме», как говорится. Он жалеет Рамзеса и рад бы не мучить простых египтян. Но высшая сила, выбравшая его проводником своей воли, буквально тащит пророка исполнять предначертанное. Через «не хочу». «Птичку», говоришь, жалко? А евреев тебе не жалко? А Иешуа (Аарон Пол) тебе не брат родной? Моисей, всегда отвергавший любые религиозные культы, не относится к Богу с подобострастным, безусловным почтением. Иногда он позволяет себе спорить с ним, высказывать собственное мнение. Зато именно эта независимость, самостоятельность и способность мыслить критически столь импонирует Яхве: только сильный духом человек, профессиональный воин, выращенный свободным, лишённый иллюзий и не привыкший полагаться на чудеса, способен стать настоящим лидером восстания.

Ридли Скотт, как и многие до него, не захотел изображать Бога стандартным седовласым старцем, однако и перегибать с оригинальностью видения не стал: чернокожим уже был, женщиной делать— перебор... А вот мальчик— самое то!

КТО, КУДА И ЗАЧЕМ

«Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings)— фильм вполне смотрибельный: мощный, эпичный, великолепный с художественной точки зрения. Конфликт персонажей и Джоэла Эдгертона и Кристиана Бэйла не дает всей картине «скиснуть», кроме того, они весьма интересны в своей неоднозначности: злодею мы сочувствуем, герой же не перегибает со святостью, оставаясь живым человеком.

Кто ещё запоминается, помимо этих двоих? Зачинщик еврейского заговора и главный мудрец общины Нун в исполнении Бена Кингсли— стандартный «расклад» (на подобные роли зовут или его, или Моргана Фримана). Иешуа (Аарон Пол)— хороший парень, молодец, но особых впечатлений не оставляет. Сети I (Джон Туртурро) рано покидает сцену действия, хотя мужик определённо дельный.

Что касается женских персонажей, то в библейском сюжете явно нет места ярким любовным линиям, а стать активными деятелями в эпоху патриархата дамы не могут. Жена Моисея Сефора (Мария Вальверде) поразительно красива в своих простых одеяниях и с этническими татуировками на лице— эдакая экзотическая вариация на тему пасторальной пастушки. Она становится символом домашнего уюта, но её не надо завоёвывать и волноваться о её верности. Супруга фараона Нефертари (Голшифте Фарахани)— ещё одна девушка с яркой внешностью, которая тоже не выходит из тени мужа.

Деятельными героинями становятся лишь Бития (Хиам Аббасс) и Туйя (Сигурни Уивер). Первая защищает своего приёмного сына и стоит за него до конца, вторая также действует в интересах своего наследника. Но это лишь небольшой эпизод.

Самая независимая дама на экране— Жрица (Индира Варма). Но её роль, по большому счёту, сводится к тому, чтобы спровоцировать первый конфликт между египетскими принцами, а затем демонстрировать вопиющее бессилие традиционных культов. Зато выглядит она величественно, не отнять.

ВЕРДИКТ

Интриги, как уже было сказано, нет, конфликты, за исключением центрального, сглажены... Зрителю явственно не хватает накала страстей, динамики, драйва. «Исход» точно не подойдёт для развлечения рядовой публики. Впрочем, уже давно, особенно после «Царства небесного», можно понять, что Ридли Скотт плевать хотел на простого потребителя кинопродукции напополам с попкорном. Он создавал громаду, эпическое полотно, которое поражает воображение размахом и красотой. К тому же дождаться финала заставляет любопытство: как режиссёр изобразит легендарный переход через Красное море?

Оценка: 7 из 10

P.S. Вероятно, достоинства фильма станут очевидны по прошествии времени и, увы, широкого проката. Зато потом (повторюсь) его неплохо бы показывать школьникам в качестве учебного материала.

ТРЕЙЛЕР

700" height="394"

• В кино с 1 января

• Режиссёр — Ридли Скотт

• В главных ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Аарон Пол, Бен Мендельсон, Мария Вальверде, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Хиам Аббасс, Исаак Эндрюс

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor