Несмотря на то, что мы, жители постсоветского пространства, уделяем Новому году больше внимания, смотреть голливудские фильмы про Рождество, которые традиционно в большом количестве показывают на каникулах, уже все привыкли. Как правило, в кино нас ждут комедии, фэнтези, мелодрамы или драмы для семейного просмотра. Но вот рождественский ужастик— более редкий гость праздничного проката.
Нарядный дом, шикарная ёлка, сверкающие гирлянды и большая семья, собравшаяся вокруг ломящегося от праздничного угощения стола... Идилличная картина, не правда ли? Однако семейство Энгель давно воспринимает эти сборища не как радость, а, скорее, как тяжкую повинность. Члены многочисленного рода не слишком жалуют друг друга, но в это Рождество их склоки окончательно выходят за рамки разумного: они нарушают неписаное правило Рождества— не ругаться в святой праздник. Даже маленький Макс (Эмджей Энтони), наверное, последний, кто в этой придурковатой семейке хранил веру в чудо, в отчаянии разрывает своё письмо Санте и теряет надежду. Сумерки вокруг скандального дома сгущаются, крепчает мороз, начинается невиданный буран. В эту ночь к Энгелям заявится не Святой Николай, а его тёмный двойник, Крампус, со своими верными слугами. Чтобы выстоять, разругавшимся родственникам придётся стать сплочённой командой и обороняться от зла спина к спине. Но даже это вряд ли спасёт их...
Постановщик картины, Майкл Догерти, пока что более преуспел как сценарист и только начинает свой путь в режиссуре. «Крампус»— это его первая полнометражная работа, так что будем к новичку снисходительны. В основу сюжета легла весьма занимательная древняя легенда германского фольклора. (В свободной стране Америке он появляется, кстати, потому что семья Энгель ведёт свой род как раз из Европы.) Злой дух Крампус, козлоногий монстр с рогами и раздвоенным языком, покрытый тёмной шерстью, фигурирует уже в дохристианских легендах и явно имеет много общего с древнегреческими сатирами. Однако постепенно он прижился и в католической традиции, а к XVII веку утвердился как спутник или «тень» Святого Николая. Тогда как Санта одаривал хороших детей, этот персонаж выполнял обязанности «плохого полицейского»— сурово наказывал провинившихся. В конце концов, тоже ответственная воспитательная миссия.
Начинается рождественская «сказочка» как забавная сатира на семейные сборища, но постепенно она трансформируется в мистический триллер. Слуги Крампуса в обличии жутковатых снеговиков и монструозных игрушек подбираются всё ближе: окружают дом, скребутся в дымоходе, стучат в двери и окна, гремят чем-то на чердаке. Поначалу будущих жертв справедливого возмездия (за редким исключением) почти не жалко: зачем мешать естественному отбору? Однако по ходу «пьесы» к некоторым антигероям проникаешься даже некоторой симпатией,— всё-таки экстремальная ситуация меняет их к лучшему. Под конец и поучительная мораль вылезает!
Бодрое и многообещающее начало немного портит какая-то режиссёрская неопределённость: будто бы он мечется между желанием снять разудалую и беспощадную мистическую жесть... или суровую и поучительную, но всё-таки рождественскую сказку? Эти метания и делают повествование каким-то дёрганым, немного нелогичным и кое-где затянутым. Когда же зритель уже совсем уверяется в том, что Догерти собрался сурово карать своих незадачливых персонажей, сценарий почему-то выруливает к сказочно-идилличному финалу.
Есть и конкретные претензии. Например, реакция хозяев дома на исчезновением старшей дочери— явный фейл: разве нормальные родители не ринуться несмотря на все преграды искать ребёнка, пропавшего в бурю и жуткий мороз где-то на улице? Однако тут о девочке как будто забывают: будем считать, пошла к мальчику и засиделась. (Ага, а дом мальчика, тем временем, они находят пустым и разрушенным.) Наверное, у сценаристов детей нет...
Несмотря на некоторую «неуравновешенность» сюжета и небольшие логические ошибки, фильм определённо не провальный. Главный антигерой, демон Крампус, вышел на редкость колоритным: древнее, устрашающее, беспощадное, но по-своему справедливое зло. (Это вам не Гринч какой-нибудь!) Его верные помощники также созданы художниками с фантазией и юмором. Чёрным юмором, конечно: злобные зубастые плюшевые мишки, клоуны, глотающие людей целиком, пряничные человечки-террористы и куклы-психопаты— просто прелесть! А уж сцены, где наше несуразное семейство в едином героическом порыве сражается со всей этой нечистью, пожалуй, могут называться лучшими в картине.
Как мы уже упоминали, сильно ругаться на режиссёра-дебютанта Догерти мы не будем. Фильм получился довольно бойкий, хоть и немного «неровный». Зато по жанровым параметрам выигрышно выделяется среди основной массы традиционных праздничных лент: для разнообразия можно сходить на сеанс.
700" height="394"
• В кино с 1 января
• Режиссёр — Майкл Догерти
•В главных ролях: Адам Скотт, Тони Коллетт, Дэвид Кокнер, Эллисон Толман, Кончата Феррелл, Эмджей Энтони, Стефания Оуэн, Криста Штадлер, Марк Аткин, Тревор Пау