В XVII веке в Европе не было модным уходить из родной деревни. Основы хозяйства создавались и поддерживались жителями поселений, поэтому миграция не особо приветствовалась. С другой стороны, соседи прекрасно знали друг друга или хотя бы верили, что это так. Дабы привить моральные правила игры подрастающему поколению, использовался народный фольклор. Мрачные сказки о чудовищах, подстерегающих путешественников за пределами родного края, очевидно, должны были укрепить в детях желание держаться поближе к дому.
Голливуд любит переделывать или очень вольно трактовать детскую литературу, частенько превращая последнюю в мрачноватые готические триллеры. Конечно, не всем детским сказкам такая трактовка подходит, но история Красной шапочки с самого детства мне представлялась эдаким мистическим триллером, с кровью (а как иначе снять поедание волком бабушки) и мрачной атмосферой. Тут бы в самый раз пригласить Тима Бертона, как лучшего постановщика готических сказок, но продюсеры решили иначе. В итоге, с легкой руки Катрин Хардвик, режиссера первой части сумеречной саги, ее "Красная шапочка" превратилась в те же самые "Сумерки", только с другими актерами.
Вообще, Кэтрин Хардуик и ее сценарист Дэвид Лесли Джонсон, в позапрошлом году дебютировавший фильмом Orphan (в российском прокате – «Дитя тьмы»), делают сказку весьма специфической былью. В одной гламурной-прегламурной средневековой деревне жили-были крестьяне, которые поголовно, включая мужчин, каждую неделю делали маникюр и каждый месяц ходили к дантисту. Кроме того, крестьянки регулярно посещали визажиста и косметолога, что видно по очень тщательному макияжу, а их мужья, отцы и сыновья постоянно пользовались услугами парикмахеров из TONI&GUY. И всё было бы прекрасно в означенной деревне, если б не Серый Волк, который, не довольствуясь подносимыми ему козочками и хрюшками, крепко кусал на сеновалах местных барышень.
Понятно, что оригинальная версия приключений девочки с пирожками уже вряд ли кого-то заинтересует, поэтому в этом фильме лишь общая канва повествования близка оригиналу. Красная шапочка будет – правда зовут ее обычным именем Валери (и она сестра убитой девушки), и носит она плащ алого цвета, в традициях западноевропейской мифологии. Волк тоже есть – но не обычный. А самый настоящий оборотень. Бабушка тоже имеется – живет на отшибе, как и положено.
Благодаря наследию Шарля Перро и Братьев Гримм, легенда о Красной Шапочке пережила века. Однако некоторые решили найти в этой сказке скрытый смысл. Так, австриец Бруно Беттелхайм (Bruno Bettelheim) в своей книге «Использование Очарования» (1976), видимо, вдохновленной учениями Фрейда, предположил, что истинная мрачность детских страшилок была призвана подготовить самых маленьких ко взрослой жизни. В ту эпоху Средневековья остро стояли проблемы болезней, увечий, смерти, а также страхи, в том числе перед колдовством и силами Зла. Некоторые психологи столетия спустя пошли дальше и отыскали ростки эмоционального влечения друг к другу между маленькой девочкой и большим волком.
Вот такие пироги. Убрать приторные диалоги, подсократить количество романтики, да взять на главные роли чуть более аутентичных актеров (все-таки вряд ли дровосеки тех времен были НАСТОЛЬКО ухоженными дяденьками) – уверен фильм был бы лучше. Ну а в итоге, перед нами всего лишь копирка известной вампирской саги, только под чуть другим соусом. Поклонникам предыдущей работы Катрин Хардвик возможно и будет интересно, но остальные скорее всего окажутся разочарованными.