За что традиционно ценится французская комедия, так это за особое обаяние, изящный юмор и умение балансировать между беспечной лёгкостью и глубокомысленностью. Собственно, именно таким и получился новый фильм Лорана Тирара («Маленький Николя», «Мольер») «Любовь не по размеру» (Un homme à la hauteur).
Умница и красавица Диана (Виржини Эфира) руководит собственной адвокатской конторой вместе со своим бывшим — Бруно (Седрик Кан). Отношения экс-супругов постоянно накалены — её раздражает его неэтичные методы, а он всё ещё полагает, что имеет на неё права. Понятное дело, личная жизнь девушки вязнет в глубоком болоте... Но внезапно всё меняет случай: её потерянный мобильник находит незнакомец — мужчина с потрясающим голосом и манерой общения. Однако личная встреча оставляет Диану в смятении: обаятельный Александр (Жан Дюжарден) действительно мил, галантен, умён, талантлив, обладает прекрасным чувством юмора, богат, но... Ростом где-то с десятилетнего ребёнка. Конечно, длинноногую блондинку смущает столь необычный кавалер, но она, пытаясь наплевать на стереотипы и общественное мнение, продолжает встречи. Сможет ли любовь преодолеть «пропасть» где-то в полметра?
На самом деле, назвать ленту «Любовь не по размеру» комедией сложно. Скорее — это самая настоящая трагикомедия. Безусловно, в фильме много весёлых моментов, забавных ситуаций и шуток, предметом и причиной которых становится маленький рост Александра. Но на деле — печального тут гораздо больше.
Общественное мнение — прелюбопытнейшая штука. С одной стороны, в наше время считается правильным и достойным от него не зависеть. Мол, это моя жизнь, мой комфорт, мой выбор, мои правила... Мы стали действительно свободнее и терпимее, однако страх перед тем, что-скажут-люди, полностью не исчез. Многие затолкали его поглубже, демонстративно выкрасили волосы в зелёный и фиолетовый, набили татуировки или наконец-то решились на каминг-аут по поводу своей ориентации. Однако «враг» затаился и стал «хитрее».
В этой картине почти всех жалко. Александр поначалу производит впечатление человека непробиваемого, словно миниатюрный крейсер. Он давно сжился со своей «особенностью», избавился от комплексов (во всяком случае, научился никак не демонстрировать их), выработал защитную самоиронию и отличное чувство юмора. Его обаяние и позитив сражают людей наповал, его обожают друзья и коллеги, он сохранил приятельские отношения с бывшей женой и прекрасно ладит со взрослым сыном (Сезар Домбой). Но чем ближе знакомишься с этим героем, тем больше понимаешь, насколько ему трудно и больно. Он не имеет иллюзий насчёт того, что когда-нибудь прекратит невольно притягивать к себе повышенное внимание... И, главное, он понимает, каково его близким. Особенно если дело доходит до романтических отношений.
Что такого в маленьком росте? Действительно, это не извращение, не девиация, это не заразно, не страшно и не оскорбительно. Диана, как девушка умная, современная и, как она сама думает, гибкая и независимая, берёт на вооружение эту популярную и подленькую декларацию: дескать, «важно не внешнее, а внутреннее»! Почему «подленькую»? Потому что на самом деле — внешнее важно. Очень. Сколько бы мы ни старались взрастить в себе эту святую толерантность, мы всегда встречаем по одёжке. Нет, это не плохо. Гораздо хуже — врать себе. Чтобы выглядеть «хорошим» в своих же глазах.
Поначалу отношения Дианы и Александра складываются неплохо: оба влюблены и наслаждаются общением. Однако постепенно девушка начинает сдавать: бывший муж травит её едкими насмешками и ехидно называет Белоснежкой, родная мать выдаёт какую-то совершенно дикую реакцию на нового бойфренда... Конечно, рядом с длинноногой красоткой привычнее видеть высокого широкоплечего принца... Неудобные ситуации повторяются изо дня в день и, кажется, все вокруг насмехаются над Дианой. Чем больше она пытается противостоять натиску общественного мнения, тем сильнее нервничает и расшатывает отношения Александром.
Забавно, что в этой картине самыми страшными и обидными выглядят вовсе не оскорбления, насмешки и издёвки. Если уж кого они и унижают, так только их авторов, потому как достоинство и великодушие Александра просто не позволяет ничему подобному к нему «прилипнуть». Гораздо хуже не агрессия, а жалость. Вот она ранит гораздо страшнее, потому как чаще всего исходит от близких и вроде как положительно настроенных людей. Пожалуй, в этом и состоит главный мэсседж картины: не спешите жалеть тех, кто на вас не похож, — это гораздо более мерзкая, подлая и страшная форма той же агрессии. Не унижайте других людей сочувствием, ставя их на ступень ниже себя. Быть может, на самом деле пожалеть стоит вас?
Поучительная история «Любовь не по размеру», как и подобает романтической комедии, заканчивается хорошо: для героев — личным счастьем, для зрителей — добротным морально-этическим уроком и поводом пересмотреть свои взгляды и поступки.
P.S. Не волнуйтесь, на самом деле рост обладателя премии «Оскар» Жана Дюжардена— 182см! ;-)
720" height="405"
• В кино с 12 мая
• Жанр: комедия, мелодрама
• Режиссёр— Лоран Тирар
• Сценарий: Лоран Тирар, Грегуар Виньерон, Маркос Карневале
• В главных ролях: Жан Дюжарден, Виржини Эфира, Седрик Кан, Стефани Папаниан, Сезар Домбой, Эдмон Франчи, Мануэлль Гайар, Bruno Gomila, Камилль Дамур, Франсуа-Доминик Блен