Имя Вуди Аллена — это знак качества. Если хочется 100% поднять себе настроение интеллигентным и неглупым кино — выбирай любое из его фильмографии. Например, это...
Романтическая комедия «Магия лунного света» или, вернее, «Магия в лунном свете» (потому что Magic in the Moonlight), — отличный пример классической «алленовщины». Вроде бы ничего сложного… Но очаровывает.
Фокусник-зануда
Сюжет нарочито прост, но не без «подвыподвертов»... Впрочем, давайте с самого начала. Европа, конец «ревущих» 20-х — время безудержного веселья и процветания: в моде джаз и ар-деко, радиовещание и кинематограф, короткие платья и танцы до утра.
Главный герой — скептик, циник и упёртый материалист Стэнли (в исполнении неподражаемого Колина Фёрта) уверен, что чудес не бывает. Потому что сам работает магом. Лжекитайский чародей Вэй Линг Су восхищает весь свет, а его внесценческое воплощение проводит дни и ночи за изучением новых трюков, изнывая от чёрной меланхолии. Зануда, одним словом.
Есть у него невеста — рациональная барышня по имени Оливия (Катрин МакКормак). Она разделяет воззрения благоверного, с уважением относится к его одержимости работой и уверенно заявляет, что они — идеальная пара. Если бы будущих супругов подбирали по вопросам анкеты на совместимость, то эти двое набрали бы 100 из 100.
Всю предысторию Аллен укладывает в первые несколько минут. Никаких долгих знакомств с героями, никаких «душекопаний» и выворачивания внутреннего мира. Мелкие, незначительные детальки соберутся в единое целое лишь к финалу.
Профессиональный вызов
Старый друг и коллега по цеху — Говард Бёркин (Саймон МакБерни) — предлагает Стэнли разоблачить ясновидящую, которая дурит богатых простофиль. Глаза мага-скептика сразу загораются: увлекательная авантюра сулит триумф по случаю неизбежного, как он уверен, успеха.
Экран на секунду гаснет, и вот друзья уже петляют по серпантину Лазурного Берега, направляясь в поместье «потерпевших» — Кэтлиджей. Стэнли совершенно не беспокоится, что променял тропический отдых с невестой на поездку во Францию. Там его ждёт загадка, интеллектуальный поединок с хитрой обманщицей, — только вызов способен оживить этого угрюмого парня. Реальность быстро сбивает спесь со Стэнли: он впервые встречается с чем-то необъяснимым.
Вуди Аллен не забывает про интригу, а его герой — систематически нудеть. Зритель же, наоборот, на первое время забывает обо всём. И понятно, почему: фильм переносит в сказочно красивую эпоху начала прошлого века. Мягкий солнечный свет, море и горы, тенистые сады и изящные виллы… Дух беззаботного веселья и жизнелюбия обитает в этих местах. Приятно. Особенно, после серой осенней действительности.
Волшебство — в деталях
Герои тоже хороши: элегантные дамы и подтянутые мужчины (хвала костюмерам) в тщательно подобранных в духе эпохи нарядах… Странное дело, здесь нет откровенно отталкивающих персонажей. А уж антагонистка в исполнении Эммы Стоун — и вовсе само очарование. Юная рыжеволосая девушка с вооот такими зелёными глазищами и обезоруживающей улыбкой — не такого противника ожидал Стэнли. Сам того не замечая, он поддаётся чарам обаятельной и непосредственной Софи.
Странное дело — вроде бы нет в незамысловатом, хоть и ловко обыгранном сюжете ничего эдакого: нет серьёзности, нет острой интриги, экзальтации… История движется ровно и плавно. Зритель, вместе со Стэнли, готов отбросить критическое мышление и поверить в чудо. Фильмография говорит сама за себя: режиссёру не чужда фантастика.
Если приглядеться, простая, хоть и красивая упаковка хранит внушительное содержание. Тут много беседуют и мало рефлексируют, — в фирменных алленовских диалогах, ироничных, остроумных и, подчас, парадоксальных, скрыта суть, с их помощью герои, сначала простые и «плоские», постепенно обретают глубину.
Стэнли — не просто занудный рационалист-мизантроп. Он жаждет поверить в волшебство. Отчаянно. Поэтому каждая победа здравого смысла льстит самолюбию и ранит одновременно.
Бедная американка Софи, покорив молодого, красивого и очень богатого наследника Кэтлиджей (Хамиш Линклэйтер), должна радоваться небывалому скачку по социальной лестнице. Ведь на это так рассчитывает маман! Но мы то понимаем: комичный Брайс с его серенадами под укулеле явно не пара неординарной и пытливой девушке.
Ближе к финалу зрителя ждёт самое убойное, оскорбительное, нелепое и забавное объяснение в любви и, конечно, хэппи-энд. Ожидаемый и неожиданный одновременно.
Магия кино: комплексный подход
Быть может, «Магия лунного света» — не самый выдающийся фильм Аллена, но, определённо, достойный. После показа зрители покидают места с блаженными улыбками. Никто точно не понимает, в чём именно фокус этой незамысловатой, хоть и со вкусом сделанной мелодрамы: мастерство режиссёра, умение связать детали в одно целое, изящный юмор, прекрасные актёры, потрясающая операторская работа... или даже магия. Она определённо существует — хоть и не там, где искал Стэнли.
В кино с 25 сентября
Режиссёр — Вуди Аллен
В главных ролях: Колин Фёрт, Эмма Стоун, Антония Кларк, Наташа Эндрюс, Валери Больё, Питер Уоллаш, Юрген Цвингель, Вольфганг Писсорс, Себастьен Сиро, Саймон МакБерни