Пятая картина франкоговорящего «вундеркинда» канадского кинематографа Ксавье Долана. В центре сюжета— снова сложные отношения между матерью и сыном. Характерный накал страстей, безупречная картинка и драматический надрыв. Просмотр такого кино можно сравнить со сложной работой. Но отдача соответствующая.
В своей новой ленте 25-летнийрежиссёр возвращается к излюбленной теме и даже берёт на главную роль Энни Дорвал, которая исполнила ведущую партию в его дебютном фильме «Я убил свою маму»(2009). Правда, в новом облике она не похожа ни на свою предыдущую героиню, ни на себя саму. Более того, на этот раз Долан решил ограничиться постановкой и не стал сниматься сам, а также впервые отказался от ЛГБТ-тематики, что явно сыграло на руку новинке: «Мамочка» уже отмечена призом жюри Каннского фестиваля и выдвинута на соискание «Оскара».
Поклонники молодого канадца без труда узнают его фирменный стиль и порадуются безупречному видеоряду. К построению кадра Долан подошёл творчески, сжав картинку до совершенно непривычного вертикального прямоугольника. Кажется, будто мы подглядываем за жизнью героев через узенькое окошко, которое открывается полностью лишь однажды— в миг недолгого счастья. Остальное— надрывные и нервные взаимоотношения троих героев, которые до поры до времени хранят хрупкое равновесие.
Своих персонажей Долан поместил в недалёкое альтернативное будущее. Небольшое условие для задачки: новый закон ювенальной юстиции возлагает на родителей полную материальную и юридическую ответственность за действия их неадекватных детей. И, в то же время, даёт полное право поместить их в соответствующее заведение.
Яркая и взбалмошная вдова Диана (Энни Дорвал) забирает сына-подростка (Антуан-Оливье Пилон) из специнтерната с твёрдым намерением начать новую жизнь. Вместе. Эта парочка стоит друг друга. Эгоцентричная Ди— представительница того специфического вида женщин, который мы, россияне, привыкли видеть в нашей глубинке. Эдакая молодящая сорока с чем-то летняя дама: юбочки-топики, шпильки, обтягивающие вещи, стразы, дикий макияж, экстремальный маникюр и все прочие детали, больше соответствующие школьнице-тусовщице с вопиющим отсутствием вкуса. Прибавьте к этому вечную сигарету в зубах, виски вместо утреннего кофе, постоянные нелепые попытки наладить личную жизнь и тотальное неумение зарабатывать.
Диана недалеко ушла в своём разгильдяйстве от подростка, но это не помогает ей лучше ладить с сыном. Стив— парень несносный: не может держать себя в руках, вечно нарывается на неприятности, спорит, иногда впадает в буйство... Правда, его извиняет диагноз. Несмотря на весь букет недостатков, он не совсем потерян для нормальной жизни: обладает нестандартным, творческим мышлением, свободолюбив, искренен и обожает родительницу. Диане трудно даётся воспитание сына, с которым, откровенно говоря, было бы сложновато и коррекционному психологу. Но разве материнская любовь не способна компенсировать отсутствие навыков?
Несмотря на все благие намерения, эти двое, замкнувшись в своём эгоизме, кажется, обречены скандалить и драться. Только когда в этой «системе» случайно появляется третий «элемент», временно устанавливается хрупкое равновесие. До поры до времени, конечно. Соседка Кайла (Сюзанн Клеман), интеллигентная и застенчивая экс-учительница, 2года вынужденно сидит дома: из-за нервного срыва она стала сильно заикаться и больше не может вести уроки. Муж днём на работе, дочка в школе. А она— одна.
Кайла и Диана со Стивом— на разных полюсах: обеспеченная, образованная и воспитанная домохозяйка и развязная и перебивающаяся случайными заработками мамаша с сумасшедшим сынком. И, тем не менее, именно в доме семейства Дюпрэ Кайла находит друзей и новый смысл жизни. Она становится учителем Стива, его второй мамой и чуть ли не первой любовью.
Эти трое вместе веселятся, танцуют, пьют, ходят за покупками, катаются велосипедах, ездят на природу. Кажется, жизнь налаживается: Стив становится спокойнее, мечтает поступить в престижную школу искусств Джулиард, Кайла начинает улыбаться и говорить почти без запинок, Диана устраивается на работу. Долан не любит обстоятельно рассказывать предыстории и не заставляет героев выворачивать свои проблемы и искания в длиннющих монологах. Он намекает и показывает: наблюдая за солнечной и беспечной идиллией зрителя не покидает мрачное предчувствие,— скоро хрупкому счастью придёт конец.
Неожиданная и трагичная развязка становится самым спорным моментом фильма: поступок Дианы можно понять, недаром мы тщательно фиксируем, как постепенно набирается внушительная гора проблем. Но, с другой стороны, разве любовь не способна всё преодолеть? Ведь она есть? Или всё-таки нет... Счастливый солнечный мирок рассыпается, только-только раздвинувшиеся рамки кадра снова сжимаются в узкий прямоугольник, а обескураженный зритель остаётся наедине с собой: размышлять и делать выводы.
Оценка: 9 из 10. Советуем.
750" height="422"
• В кино с 13 ноября
• Режиссёр— Ксавье Долан
• В главных ролях: Энни Дорвал, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман, Патрик Уард, Александр Гойетт, Мишель Литюак, Изабель Нелисс, Пьер-Ив Кардинал, Вивиан Паскаль, Натали Амель-Руа