Снимать фильмы о различных концах света в последнее время не просто модно, а уже залог дурного тона. Многие думают, что на оригинальность сюжета можно наплевать, достаточно лишь набить спецэффектов на кадр пленки побольше и взыскательная публика обязательно проникнется. Однако Эдгар Райт – один из тех немногих современных режиссеров, которым плевать на требования новейшего кинематографа. Он привык снимать свое кино, с шутками, с перебором жанров и иногда до вязкости жестким трэшом. Но в этом и весь шарм его фильмов.
Трилогия «Корнетто» заканчивается фильмом Армагеддец. Все три картины, «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец», объединены между собой не только двумя главными актерами, но и определенными законами. Первые два фильма отличались от большинства комедий подобного плана огромным количеством шуток, перетасовкой жанровых аналогий (тут вам и зомби-апокалипсис и бадди-коп-муви со всеми вытекающими), однако подача материала была настолько живой и необычной, что быстро покорила весь мир.
Стиль Эдгара Райта узнается с первых кадров. Краткий пересказ о том, как пятеро друзей решили отпраздновать завершение школьного периода забегом по дюжине местных баров городка Ньютон-Хэйвен, настраивает на масштабность происходящего, а дальнейшие события не останавливаются ни на секунду. Главный герой, Гарри Кинг (Саймон Пегг), решается через 20 лет собрать всех друзей снова и закончить начатое: выпить 12 пинт пива в 12 разных барах и покорить «золотую милю». Для этого он поступательно находит каждого из своих тогдашних друзей и предлагает устроить развлечение, которое они надолго запомнят. Где-то приходится пойти ва-банк и придаться воспоминаниям, где-то соврать о самом дорогом, где-то даже дать взятку, чтобы друзья, наконец-таки, встретились на станции в Лондоне.
И с первых секунд мы понимаем, что градус искрометного английского юмора в этом фильме дотянет до предыдущих частей. Пулеметная очередь в самом начале и великолепная харизма Саймона Пегга плавно подводят к цели путешествия – первым пинтам в трех барах. События принимают совсем другой оборот, когда в туалете четвертого бара друзья не встречают сопротивление «пустошей» - инопланетян. Завязывается потасовка, которая быстро показывает «кто есть кто».
Вот уж где пришлось разгуляться актерам. Они с такой жгучей страстью стали уничтожать пришельцев, что начинаешь попросту болеть за их поход. В какой-то момент даже ловишь себя на мысли, что сочувствуешь герою, только что почившему от рук «роботов - не роботов». При этом нужно заметить, что видеоряд держится не только на паре главных героев Пегг-Фрост. Не отстают от друзей и Консидайн, Фриман и Марсан, исполняющие роли в соответствии с характером персонажей. Причем, удивительное дело, но Фримана ни в коем разе не сравниваешь с Хоббитом или доктором Ватсоном, настолько живо смотрится его персонаж.
Как тут не вспомнить о недавнем Конце света по-голливудски, где группа известных актеров, золотых мальчиков Лос-Анджелеса, решительно прокатились по жанру, моральным и эстетическим нормам. Так вот – Армагеддец в этом плане на порядок интереснее и брутальнее, нежели два десятка шуток о мужских половых признаках. Эдгар Райт позволяет себе вольности во многих вещах, но шутки ниже пояса для него нечто запретное и недостойное. Как и любому англичанину, впрочем. Поэтому-то большая часть шуток вызывает здоровый смех, а не сдержанную улыбку.
Что самое удивительное, герои не просто напиваются и колесят по барам, параллельно разбивая «пустошам» головы, но и задаются вполне моральными вопросами. Почему люди изменились? Почему их моральные ценности свелись до того, чтоб посидеть за компьютером/айфоном/планшетом? Почему люди вокруг нас превращаются в пустоголовых роботов, которые пойдут, куда скажут и сделают что прикажут? Гротеск и абсурд Армагеддца можно списать на творческую фантазию авторов, но задумка, которую вложили Райт и Пегг достойна похвалы! И пусть времени обдумать нет, постоянная спешка персонажей перерастает в забег на жизнь, но всегда можно посидеть с чашечкой кофе и проанализировать кино после сеанса! Разве Апокалипсис по-голливудски позволял это сделать?
Стоит отметить и классную постановку. При крохотном по современным меркам бюджете (20 миллионов долларов) Эдгару Райту удалось сделать настоящий Армагеддец всему живому. При этом создателям удалось отодвинуть яркую картинку на дальний план и вытащить из-под визуального ряда актеров, которые не только не потерялись, но и внесли благодаря своей инфантильной и немного выпившей харизме, особую атмосферу.
За короткий промежуток в один месяц нашему взору представились две вариации на тему конца света. Апокалипсис по-голливудски от Сета Рогена и ко и Армагеддец Эдгара Райта и ко. Здесь не обойтись без сравнений, слишком близки эти фильмы идеей. Однако стоит заметить одно – Армагеддец вышел умнее и смешнее. Потому что Райт и компания поставили сатирическую комедию, местами мрачную, местами абсурдную, но с глубоким философским подтекстом о современном мире. А в фильме заокенских коллег была лишь сплошная Библия с ее постаревшими истинами. А еще Армагеддец о ностальгии по прошлым годам, но многим это не понять…