Летящий человек, рушащиеся башни и небоскребы, море пафоса и огромное количество супергеройского синего латекса – вот, чем является новый Супермэн, бережно закованный в название Человек из стали. Изначально представляющий себя, как тяжелое, умное кино о трудности выбора «Земля или Криптон», фильм быстро скатывается в скомканное разрушение домов, водонапорных башен, небоскребов и огромных криптонских машин, терраформирующих нашу планету по криптонскому аналогу. И все бы ничего, но настрой на пафос, слышимый буквально с первых минут, кружит и кружит в воздухе, словно надоедливая муха, так и не отпуская до самого последнего кадра.
Скажем так, на Человека из стали возлагали огромные надежды, даже чересчур огромные, ведь удачные сборы перезапущенного Супермэна могли возродить надежду DC Comics на своих «Мстителей». Но надежды могут и не оправдаться, снимай они такие пафосные картины. Человек из стали – сугубо коммерческий продукт, направленный на почитающую Супермэна американскую публику. Хотя есть подозрение, что фильм Снайдера не понравится и им, потому что не в спецэффектах счастье.
Фильм по Супермэну – вообще сама по себе нелегкая задача. Кларк Кент (он же Кал/Эл) слишком прямолинейный, слишком сильный и слишком могущественный товарищ, поэтому и злодея ему нужно найти подобающего, чтобы мощью, злостью и глупостью не отличался. Да-да, я не оговорился, именно глупостью, потому что только два глупых героя могут разносить в хламину маленький городок Смолвиль и большой мегаполис Метрополис. С таким размахом города громят только супергеройские компашки, вроде Мстителей. Да и там, город был разрушен лишь внешне, без претензии на огромную пустошь посреди Сити, разломанные пополам небоскребы и кучу всего, что насыщает экран осколками.
При этом претензий к графике нет. Показанное на экране смотрелось эффектно, красиво, а получасовой мордобой двух криптонцев еще долго запомнится киноманам всего мира. Но на выходе… мы не видим души, вложенной в этот проект.
Удивляет количество высокопарных речей, заполняющих все моменты, где играют живые люди. Кевин Костнер (Кент старший) старается показать своему сынишке, что его сила слишком опасна для людей, что они (т.е. мы) не готовы принять его. И то, что дети в автобусе должны были умереть, а он, единственный, выжить…
Глупость в Человеке из стали пошла дальше. Она прокрадывается в детали, превращая фильм в сборище штампов. Люди в городке Смолвиль закрывают дверь на щеколду (учитывая, что могут сделать пришельцы – это определенно возымеет эффект). От падающего небоскреба люди убегают по прямой. Глупые военные сначала стреляют по всем целям, включая парня в синем трико, а потом уже только по криптонцам генерала Зода. И этот список глупости можно продолжать дальше, было бы желание.
И все же, главная неудача Супермэна не в ляпах и не в том, что он слишком крут и не убиваем простыми способами. Главная проблема Супермэна в отсутствии чего-то нового. И действительно, Человек из стали не представляет нам ничего кроме «вау-спецэффектов». Он выхолощен огромным количеством пафоса, речей о спасении Криптона и бла-бла-бла…
Тем более неожиданно, что фильм, все-таки, поставили такие люди как Снайдер-Нолан-Гойер. Снайдер, зарекомендовавший себя после абсолютно фантастических (но непонятых большинством) Хранителей, решил попробовать себя в кино, которое могло открыть ему двери в большой свет. Рука Нолана также прослеживается, но Кристофер в этот раз не был прямым участником постановки сценария, и это сильно сказалось на качестве сюжета. Если упустить целый час бессмысленного мордобоя, на выходе оказывается лишь две маломальские идеи: становление Супермэна в мальчишеском возрасте и его путешествие по свету в юности и молодости.
Еще плохо, что актер оказался слишком пластиковым. Я не сомневаюсь в актерских возможностях Генри Кавилла, но своему визави в этом фильме (Майклу Шеннону) он проиграл по всем статьям. Кавилл весь фильм только и делал, что толкал высокопарные речи (неужели этому научил его отец-фермер?), расхаживал в синем костюме, да светил стероидными мускулами. Другое дело Зод. Генерал получился сильным, властным, каменным, но, что самое важное, логичным. Его мотивацию можно понять – он хочет не просто делить Землю с какими-то людишками, он хочет нового Криптона, пригодного для его расы. И как бы жестоки и беспощадны были его мотивы – они правильны с точки зрения криптонца. Единственный минус генерала Зода – он прямолинеен. В отличие от комикса он слишком глупый и недальновидный (оставил практически без охраны вторую башню). Ну, а самый конец схватки с Супермэном и вовсе жанровый штамп, превратившийся в правило. Пожертвовать последним криптонцем ради человечества… разве это не мило?
А Лоис Лейн? Не слишком ли она похожа на Рэйчел из Темного рыцаря? Такая же дерзкая, не признающая авторитетов, пытающаяся доказать существования летучей мыши… т.е. суперчеловека с силой внеземной. Тут не мудрено запутаться и нарисовать в голове образ Кэти Холмс (или на худой конец Мэгги Джилленхол). Да и внешне Эми Адамс чем-то на них похожа. Хотя, может быть, это уже когнитивная реакция.
Подведу скромный и немиловидный итог. Снайдер-Нолан-Гойер получили на руки слишком неподъемный материал. Они взялись за «самогО» Супермэна, криптонца, умеющего летать, бегать, прыгать, жечь глазами металл и камень, обладающего сверхсилой и кожей, как кольчуга, только лучше. Разве такого супергероя можно победить?
Если же без сарказма – фильм получился шаблонным и излишне латексным (или пластмассовым, нужное подчеркнуть), как костюм Супермэна. Т.е. выглядит красиво, рифленые мышцы побуждают девушек к глупостям, но не более того. Градус пафоса, с которым герои друг с другом общались, пресыщен настолько, что складывается ощущение, что вся Америка только так и говорит: будь-то фермер из Канзаса, репортер из Метрополиса или военный чин. Но фильм не получил самого главного – души. Британец Генри Кавилл не смог зажечь, как Дауни мл., Зод был слишком похож на Камбербэтча из последнего СтарТрека, а Кент-старший, отнюдь не Томас Уэйн. Вот так и получается: Супермэн слишком золотая «корова», чтобы его бросать, но и сделать из нее статую золотого «тельца», пока никому не по силам.