1937-ой год. Японо-китайская война, которая продлится аж до 1945-го года, только началась. Японские войска успешно ведут наступление и захватывают тогдашнюю столицу Китая Нанкин, после чего устраивают печально известную «резню в Нанкине», в результате которой погибло 200 тысяч человек.
Если вы, впечатлившись описанными событиями и трейлерами, поспешно решите, что «Цветы войны» -
фильм о войне, вас ждет разочарование. Несмотря на несколько эффектных боевых сцен и начальные титры, в которых рассказывается о бойне в Нанкине, «Цветы войны» скорее рассказывают о людях, вынужденных подстраиваться под ход
войны, чем о самой войне.
Трупы, сваленные в кучу, разрушенные здания, непрекращающаяся бомбежка – по большому счету, все это является лишь фоном для рассказа о том, как охочий до денег и выпивки гробовщик становится священником, а вчерашние куртизанки открывают в себе невиданное доселе благородство.
Со своей задачей – заставить зрителя проявлять сочувствие – данная лента справляется на отлично. «Цветы войны» демонстируют зрителю драму буквально каждую минуту – последний выживший из отряда солдат, вместо того чтобы покинуть поле боя и сбежать, остается защищать монастырь и погибает. Полковник японской армии, еще полчаса назад казавшийся благородным человеком, оказывается в итоге коварнейшим мерзавцем. Все эти моменты наделяют фильм невероятно тяжелой и мрачной атмосферой, не отпускающей зрителя до самого конца.
На атмосферу в фильме также работает великолепный визуальный ряд – режиссер ловко играет на контрастах, чередуя красивейшие кадры церкви, с ее высокими сводами и витражными окнами, с панорамами видов вокруг церкви, где не осталось живого места от непрекращающихся бомбежек. Вместе с тем, оператор делает акценты на небольшие деталях, мелочах, которые, однако, пробирают зрителя до самых костей – вот, например, две до смерти испуганные девочки прячутся в трубе, а вот ручейки крови стекают по стене.
Не стоит забывать и о безупречной актерской игре, где необходимо выделить исполнителей главных ролей - Кристиана Бэйла, играющего гробовщика-американца Джона, и китайскую актрису Ни Ни, изображающую проститутку Ю-Мо. В «Цветах войны» Бэйл вообще показывает очень достойную актерскую игру, видимо, чтобы зритель не позабыл, что он умеет играть не только богатых и скупых на эмоции миллиардеров, одевающих по ночам костюм летучей мыши.
При всех вышеперечисленных достоинствах картины, в «Цветах войны» есть свои недостатки и заключены они в сценарии. Его ни в коем случае нельзя назвать плохим – все два с лишним часа пролетают незаметно, а те или иные повороты сюжета если и не выбивают из зрителя справедливо заслуженную слезу, то по крайней мере заставляют его в полной мере сопереживать персонажам картины. Тем не менее, некоторые моменты в ленте показаны либо скомканно, либо неразборчиво. Как иначе объяснить мгновенное моральное перерождение многих персонажей? В фильме внимания этому практически не уделяется, скорее зрителя ставят перед фактом – сегодня перед вами один персонаж, а завтра уже другой.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что «Цветы войны» отличный представитель жанра военной драмы. Возможно, с некоторыми недочетами в сценарии, однако способного произвести глубочайшее впечатление на зрителя. Чего еще можно требовать от драмы?