Впрочем, говорливый Кейдж подполковником пробудет недолго. Трусливого шантажиста, не рвущегося в бой, быстро объявят дезертиром, разжалуют до звания рядового и вместо уютного тыла зашвырнут в самое пекло, то бишь в местную «высадку в Нормандии». Наступление с треском проваливается, а ни разу не державшего в руках оружие Кейджа благополучно убивают. Вот только перед смертью он умудряется прикончить одного из пришельцев и попадает во временную петлю. Герой пробуждается за день до битвы, чтобы вновь погибнуть и проснуться днем ранее. И так день за днем, попытка за попыткой, вплоть до победного конца.
Ключевая идея сильно напоминает "День сурка" и "Исходный ход". Однако режиссер Даг Лайман ("Идентификация Борна", "Мистер и миссис Смит") предпочитает сравнивать прием “перезагрузки” с запуском чекпойнта в какой-нибудь хардкорной видеоигре, даром что сюжет "Грани" знаком всем геймерам (см. Gears of War, Crysis, Resistance). Как и в игре, протагонист бьется с мини-боссом, погибает, загружает последний сейв, вновь погибает, запоминает расположение врагов, в перерывах прокачивает скиллы, чтобы встретится с главным боссом.
С присущим ему умением Лайман изображает превращение героя из вчерашнего новобранца в машину смерти. В самом первом бою Кейдж предсказуемо теряется и мечется от одного мертвеца к другому, пока сам не пополняет их число. Где-то рядом с трясущейся камерой бегает оператор, силясь изобразить разыгрывающуюся бойню. По мере того, как с каждой новой попыткой герой осваивается на поле боя, так и оператор увереннее держит камеру, смакуя самые зрелищные сцены.
А полюбоваться тут есть чем, благо за спецэффекты отвечает Ник Дэйвис ("Темный рыцарь"), а за костюмы – Кейт Хоули ("Тихоокеанский рубеж"). Она нарядила Тома Круза в сорокакилограммовый экзо-скелет, и тот привычно исполнил все каскады самостоятельно. Но на трюкачества Круза мы уже вдоволь насмотрелись, а вот перевоплощения в его исполнении увидишь нечасто. И это миссию он выполняет не хуже, чем каскадерскую.
Начальный образ расчетливой и трусливой тыловой крысы сменяется гримасой ужаса на лице впервые оказавшегося в бою человека. Да еще и в такой бойне, где на каждом шагу погибают солдаты, а ты даже не знаешь, как снять этот чертов предохранитель! Замешательство героя Круз передает мастерски, чтобы через полчаса оказаться в привычной роли спасителя человечества. Многие критики по достоинству оценили многогранную работу актера, назвав ее лучшей ролью за последние годы. Но не только на одном Крузе держится фильм.
Совсем не меркнет на фоне звездного коллеги хрупкая Эмили Блант ("Меняющие реальность"), которая исполнила роль беспощадной воительницы Риты Вратаски. Постановщик Даг Лайман уверенно держит темп на протяжении всей картины, не отвлекаясь на лирические отступления и обязательный в подобных фильмах ура-патриотизм.
Сценаристы в лице Кристофера МакКуори ("Джек Ричер", "Турист") и братьев Баттеруортов ("Игра без правил") внятно рассказывают лишенную больших изъянов историю, умело маскируя шероховатости. Некоторые вопросы оставляет концовка, но, как говорится, это “издержки жанра”. За что сценаристов стоит однозначно похвалить, так это за местные шутки из разряда черного юмора: “Эй, новичок, кажется, у тебя что-то не так с костюмом. Да, у тебя в нем покойник!” В местный контекст они вписываются идеально.
Свежая идея, грамотный сценарий и прекрасные спецэффекты вкупе с великолепным игрой Тома Круза делают "Грань будущего" одним из самых заметных выступлений в жанре научной-фантастики за последние несколько лет. И да, успех "Грани" еще сильнее подогревает интерес к "Интерстеллар". Лайман и Круз выступили достойно. Теперь слово за Ноланом и МакКонахи. 640" height="390"