Второй новый год подряд мы будем отмечать, вспоминая очередной фильм Питера Джексона, который расширяет вселенную Средиземья красочными картинами о хоббитах, эльфах, гномах и людях. Теперь к компании разномастных персонажей примкнул самый настоящий огнедышащий дракон и десяток новых персонажей.
Перед тем, как собственно начать рассуждение о фильме, хочу предупредить – если вы читали книгу Джона Р.Р. Толкина, то будьте готовы к тому, что часть (если не ¾) прочитанного будет изменена создателями фильма в угоду экшену.
Превращение труда жизни Толкина в голливудский блокбастер мне не нравится, но я понимаю, для чего это сделано. Конечно, многие скажут, что оригинальная трилогия Властелин колец собрала 3 миллиарда долларов и будут правы, но Хоббит – это тоненькая детская история, написанная Профессором сыну Кристоферу, когда тот серьезно заболел. Если переносить ее дословно, то часть зала, не читавшего книгу, попросту уснет к финалу картины. Но и превращать 2,5 часа фильма в сплошную погоню – это не совсем правильно.
В первую очередь перманентной задачей создателей является сведение двух трилогий. Не секрет, что книга Хоббит и книжная трилогия Властелин колец достаточно далеки друг от друга по смыслу и вложенным идеям. Это и понятно, по сути, если отталкиваться от возраста целевой аудитории и опыту самого Толкина. Поэтому и были вовлечены новые герои, добавлена крепость Дол Гулдур, придуман некромант, на проверку окажущийся древним злом с огненным оком. Трудно судить, что из привнесенного – таинственные дневники Толкина, а что – выдумка сценаристов и режиссера.
Весь фильм Пустошь Смауга – это переплетение самых различных аллюзий с первой частью, а также с трилогией Властелин колец. На экране не только возникают давно полюбившиеся персонажи (вроде Гендальфа и Леголаса), но и появляются отсылки к непосредственным событиям. Вспомните ранение Фродо моргульским клинком и ранение Кили моргульской стрелой из Пустоши – два совершенно одинаковых события. При этом оба раза героев спасала прекрасной красоты эльфийка. В первом случае, Галадриэль, во втором – Тауриэль. Здесь даже нашлось место Гимли!
Новые персонажи, привнесенные командой сценаристов, переплелись с основной веткой событий крайне гармонично, а погоня на бочках – один из самых динамичных и смешных моментов второй части. Здесь, что удивительное, нашлось место Леголасу, который смело раздает стрелы налево и направо, попутно орудуя одноручным клинком. Все красиво, ярко, эффектно и не лишено юмора. Конечно, очень много сказано еще со времен первых фильмов Властелина колец, что стрелять из лука в упор – невозможно, но этого штампа слишком тяжело избежать в условиях битвы с пятьюдесятью злобными орками на трех квадратных метрах земли.
Серьезным минусом я бы посчитал лишь надуманный любовный треугольник между Леголасом, Тауриэлью и гномом Кили, романтичным мечтателем в компании тринадцати друзей. Личное мнение – лишнее наведение красоты в и без того интересной истории.
Появление новых персонажей и сюжетных ответвлений невольно сказывается на главном персонаже. В Пустоши Смауга у Бильбо Бэггинса слишком мало единоличного экранного времени. Безусловно, он играет первостепенную роль во многих ситуациях (встреча с пауками в Лихолесье, в плену у эльфов, в общении с драконом), но все чаще он появляется в компании гномов. Но смириться с этим как-то можно.
Определенно в зачет режиссеру можно отправить его «игру с кольцом». Показав, как меняется Бильбо из-за него в Лихолесье, Питер Джексон возвращает нас на десять лет назад, когда Фродо впервые осознал, что кольцо начинает властвовать над ним. Когда Бильбо это понимает, его охватывает паника. И если бы не гномы, хоббит превратился в еще одного Голлума, обитающего в паучьих дебрях Лихолесья.
Отдельную похвалу заслуживают создатели потрясного дракона. Потому что он потрясает своим великолепием, громадой и лукавством. За годы, проведенные в гномьей пещере, он не утратил своего великолепия и тонкого ума. Он чувствует себя полноправным правителем под горой и, почуяв опасность, показывает свое великолепие. Стоит пересмотреть фильм в оригинальной озвучке, ведь голос некроманта (а озвучивал обоих героев Бенедикт Камбербэтч) получился настолько пугающим, что дракон должен и вовсе получиться без изъянов.
У Пустоши Смауга есть несколько незначительных минусов, не позволяющих назвать этот фильм шедевром. Однако есть несколько классных находок режиссеров. В первую очередь, создатели показывают нам, что отнюдь не дракон является главным антагонистом этой трилогии. В Средиземье появилось древнее зло, которое намного опаснее дракона.