Человеку малознакомому с теорией информации, историей информатики или даже историей всей Второй мировой войны (а не только той части, что касается СССР), будет невероятно сложно понять и оценить такую фигуру, как Алан Тьюринг. Этот математик, фактически, стал одним из отцов компьютеров, вывел науку криптографию на совершенно новый уровень и сделал первый прототип компьютера, которым вы сейчас пользуетесь, прожив всего 41 год. Всего в этом ряду ключевое слово.
Игра в имитацию – это масштабный байопик, снятый по роману Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма», входивший до недавнего времени в Черный список сценариев, за которые не желали браться режиссеры. Норвежец Мортен Тильдум в режиссуре не первый год, но известность получил после очень сильной экранизации романа «Охотники за головами» норвежского же писателя и своего друга Ю Несбё.
Конец 30-х годов XX века. Фашистская Германия перешла в наступление по всем фронтам и совершает бомбардировки Лондона и близлежащих городов. Немецкую машину, перемалывающую судьбы и страны под своими гусеничными колесами не может оставить никто, а все из-за одного гениального устройства – шифровальной машины Энигма – код которой не удается взломать никому. Считалось, что ее действительно невозможно взломать, так как шифр менялся каждый день, и ровно в полночь вся работа за сутки отправлялась псу под хвост.
Молодой математик, выпускник Кембриджа, Алан Тьюринг отправляется на военную базу, где проходит собеседование в команду лингвистов и криптографов, которых нанимает правительство Британии для расшифровки Энигмы.
Вот только Алан Тьюринг не желал работать, как все. Он был другим, он совершенно иначе смотрел на мир и считал, что проблема не в следствии, а в причине. Он хотел создать машину, которая бы имитировала работу Энигмы и расшифровывала послания всего за несколько минут.
Замкнутый, высокомерный (что старательно скрывает на собеседовании) Тьюринг не желал работать в команде, потому, получив право командующего, тут же уволил тех, кто на его взгляд, не подходил для его работы. Тьюринг заносчив и способен поставить на место даже командора Дэннистона (в исполнении Чарльза Дэнса). Чем не роль для Камбербэтча. И Бенедикт справился с задачей, воплотив на экране все того же Шерлока, что мы все знаем, только добавил этому герою одну эмоцию – отчаяние.
Создатели фильма не пытались создать из Тьюринга гениального сыщика из сериала, они воссоздавали образ одного из творцов победы во Второй Мировой войне (только идиот будет это отрицать) по письмам, воспоминания друзей и коллег. Кропотливая работа привела к тому, что на экране предстает не просто безумный ученый, а непростой человек, скрытный и многоликий, подобно Янусу. Всякому любителю головоломок нужна своя победа и Тьюринг, благодаря случаю, цепляет из воздуха разгадку тайны Энигмы, как и полагается истинному гению.
Сюжет фильма охватывает несколько периодов жизни Тьюринга: учебу в Шенбурне, военные годы в Блетчли-парке и арест 50-х, сопровождаемые рассказом самого математика, насыщают сценарное полотно и показывают Алана Тьюринга со всех сторон, раскрывают причины его высокомерного и замкнутого поведения, а также его гомоуальные наклонности.
У гениального ученого были темные страницы биографии. Я не испытываю к ЛБГТ-движению ни ярой симпатии, ни ярой антипатии, однако фильм отнюдь не провозглашает свободные гомо-отношения, скорее наоборот, показывает, до чего могут довести эти отношения в эпоху пуританского общества. Судьба Алана Тьюринга в этом плане ярко показывает, как человек, ставший героем/чудовищем войны, превращается в овощ из-за обычных предрассудков закостеневшего в своих правилах общества. «Ему был всего 41 год».
Если у вас есть что-нибудь из «яблочной» продукции, посмотрите внимательно на знак. Надкушенное яблоко было не случайно выбрано Стивом Джобсом для своей компании, ставшей законодателем мод в компьютерной индустрии. Именно таким образом Алан Тьюринг ушел из жизни: пропитал цианидом зеленое яблоко и укусил его.
Игра в имитацию не только показывает историю гениального математика, взломавшего вместе с командой соратников машину Энигма, но и говорит о его непростых взаимоотношениях с окружающим миром. Весь спектр эмоций, показанных Бенедиктом Камбербэтчем еще раз доказывает, что номинация на Оскар, не случайная награда. Хочется верить, что киноакадемики не пройдут мимо хорошей работы и наградят фильм хотя бы техническими призами. Создатели заслуживают этого.