Свет, камера, мотор… фокус.
С этих слов начинается красивое, сочное, утонченно-французское кино о фокусниках, которые устраивают грандиозные аферы на глазах у миллионов зрителей.
Уличная магия и различные фокусы – удел не только шарлатанов, как у нас любят говорить. Есть такие виды искусств, которые не являются искусством, как таковым, но являются необычным дополнением к нашей действительности. Фокус позволяет человеку, поверить в гениальность всего происходящего, почувствовать сказку, прикоснуться к тайне, еще раз ощутить радость детства, когда все кажется необычным.
Эпитеты можно перечислять бесконечно, но факт остается фактом – фокус всегда интересен. Поэтому когда полгода назад при составлении списка самых ожидаемых фильмов года, очень многие добавили в список картину Луи Летерье «Иллюзия обмана».
Лихость, с которой закручивается сюжет, начинает поражать с первых минут. Сперва неспешно: нам показывают четырех героев по отдельности, как они работают с простыми людьми по всей стране, и тут вдруг появляется некто, предлагающий им объединиться ради одной заветной цели – стать членами Ока. Эта организация, сродни масонскому ордену, прошла чрез века, собирая под знаменами лучших фокусников своего времени. У четверки появился шанс пополнить эти ряды, если они выполнят четыре вступительных задания.
Тут все и закручивается, да с такой скоростью и такой живостью, что не хватает времени следить за деталями. Ооо, а они здесь крайне важны. Внимательный зритель уже к концу просмотра успеет догадаться обо всем, если только не пропустит все главное. По хронометражу фильма раскиданы намеки, причем, более чем прозрачные, на «пятого всадника», человека, организовавшего глобальную аферу века.
Сменяются декорации, города, зрители в зале и фокусы, показываемые «четырьмя всадниками». Но отвлекаться попросту некогда. Сюжет несется с огромной скоростью, не позволяя отдохнуть. Динамика достигает пика в момент погони за Джеком Уайлдером. Какая хитрая схватка происходит между фокусником и агентом ФБР. Пожалуй, одна из лучших динамических сцен фильма.
И не было бы такого эффекта, если бы не потрясающая графика. Здесь нет яркого, красивого мира вокруг (как в Хоббите), здесь нет сражений на световых мечах или огненных «файерболах», но одна только сцена в финале, когда десятки людей столпились на крышах, скандируя имена героев, а все здание представляло собой одну большую голографическую стену, вибрирующую, переливающуюся и притягивающую – заставляет затаив дыхание, следить за красотой происходящего. И в этот момент, в этот самый момент, нас снова обманывают сценаристы. В хорошем смысле слова. Недаром слоган фильма говорит: «чем вы ближе, тем меньше – видите».
Ответ всегда находился на поверхности, он подмигивал, но масштаб съемок не позволял обращать на него внимания. И это самая главная удача режиссера и сценаристов.
Что самое удивительное – в происходящее, веришь беспрекословно. Ни единая сцена фильма из сюжета не выбилась, даже погоня смотрелась вполне закономерным развитием ситуации. А какие «вкусные» диалоги – блестящие, умные, смешные. Это идеальное сочетание актерской харизмы, проработанного до мелочей сценария и мудрости режиссера.
Подбор каста потрясает воображение. Молодой и талантливый Айзенберг, вечно лысый, язвительный Вуди Харрельсон, симпатичная интриганка Айла Фишер и младший Франко, не уступающий брату в способностях. Конечно, Дэйву Франко есть, что доказывать, но желание есть, а значит, и опыт придет с годами.
Нельзя пройти мимо Марка Руффало. Актер маленькими шажочками взбирается по лестнице мирового кинематографа, заслужив главную роль в этом фильме. В его игре соединились разные черты характера – уверенность в себе, вера в нерушимость своих взглядов и в то же время, потеря концентрации, слабость перед лицом более умного врага. Напарница Руффало – Мелани Лоран – этакая умная помощница со своими обязанностями справилась, несмотря на типичную роль «боевой подруги», которая подскажет советом и поцелует в конце.
В чем смысл фокусов? Фокусы создаются, чтобы человек безоговорочно поверил в реальность происходящего, увидел настоящую магию перед глазами. Фильм-фокус обладает теми же свойствами, теми же задачами, с той лишь разницей, что в конце фильма сценаристы расскажут, что и как сделано в фокусе. И чем неожиданней развязка, тем больше шансов сказать, что фокус удался.
Иллюзия обмана – красивый, яркий, стильный фильм, поставленный французским режиссером Луи Летерье. Изящный стиль присутствует не только в головокружительной съемке и массе красочных спецэффектов. В первую очередь, стиль повествования, постепенная перегрузка деталями, которые заставляют зрителя поддаться потоку кадров, забыть на два часа о существовании внешнего мира. И если это сходится и резонирует, значит, фильм удался.
Подходите ближе, ведь чем вы ближе, тем меньше вам позволят увидеть.