Актерам, порой, тоже полезно отдыхать. С помпой, с девочками, с дурью. Веселой компанией и среди друзей, которые всегда горазды на саркастические замечания. Именно об этом фильм Конец света: Апокалипсис по-голливудски.
Актер Джей Барушель прилетел из Канады в ненавидимый им Лос-Анджелес к своему другу, режиссеру и актеру Сету Рогену. Приехал, чтобы отдохнуть и оттянуться, выпить пива и курнуть травку, поиграть в видеоигры и попасть на вечеринку к Джеймсу Франко, который пригласил половину Голливуда по случаю своего новоселья.
Разумеется, Сета Рогена, как своего, принимает изрядно подвыпившая (а местами в хлам обкуренная) компания звезд, а вот Джей Барушель чувствует себя не в своей тарелке. Ему претит излишний пафос всего происходящего и вместе с Сетом Рогеном они отправляются за сигаретами в ближайший супермаркет. Там-то их и настигают таинственные синие лучи, засасывающие людей на небо.
Собственно, «инопланетным» вторжением дела не ограничиваются, совсем скоро весь мир превратился в один большой полыхающий на жарком адском огне бублик, а в дырку от него упадет большая часть приглашенных хозяином дома гостей.
Необычный переход от совершенно развязной вечеринки с голой задницей Майкла Серы к настоящей кровище, показанной на экране под всеми возможными ракурсами, вводит в легкое замешательство. Но это, как из того анекдота: «ничто не предвещало беды». Выжившие (Франко, Хилл, Дэнни МакБрайд, Роген, Барушель, Крэйг Робертсон) запираются в доме и пытаются выжить на фоне надвигающегося библейского апокалипсиса.
Дальнейшие события будут пародировать фильмы, поставленные и сочиненные самими актерами, а также доводить до экстаза заимствованиями из Войны миров и Изгоняющего дьявола. Похоже, сценаристы и правда сильно импровизировали, снимая эту картину, потому что половина сцен играется актерами без дублей. Это заметно, потому что мало крупных планов, больше общих.
Трэш из пародий и отсылок к фильмам сводится к концу фильмов к полному пренебрежению правилами. Создатели картины так тонко подвели сценарий к библейскому завершению, что даже прожжённые атеисты готовы поверить в голубой свет с небес. Даже «аццкий сотона» получился спародированным из недавнего Перси Джексона с такой долей точности, что удивляешься, а не рисовали ли его на одной студии создания спецэффектов.
Кстати, о спецэффектах. И речь идет далеко не только о крупных планах с полыхающим миром. Тут вам и оторванные конечности, и голова какого-то комедийного персонажа, вдоволь покатавшаяся по мраморному полу холла дома Франко, и попавшие в автокатастрофу жители Лос-Анджелеса, когда конец света только начался… Все выглядит достоверно, будто взято из дорогого фильма ужасов, вроде последних Зловещих мертвецов. Литров крови создатели убили изрядное количество.
Надо ли говорить, что в организованной мешанине из штампов, пародий и сортирного юмора про эякуляцию на журнал, актеры вживаются в отведенные им роли настолько достоверно, что перестаешь различать разницу между их реальным поведением и экранным воплощением. Такой эффект, наверняка, стал возможен благодаря импровизации и актерскому таланту каждого из признанных голливудских комиков. Браво всем!
Но даже если учесть, что весь бред, творившийся на экране больше полутора часов – всего лишь маленькая выходка золотой голливудской молодежи, сорвавшейся с поводка крупных продюсеров, нужно заметить, что морализаторская идея в этом фильме все-таки присутствует. К концу картины герои приходят к главному моральному посылу этой картины: чтобы спастись и отправиться в рай, нужно совершить нечто такое, за что тебя захотелось бы спасти. Пусть все происходящее на экране слишком далеко от привычного для христиан понимания спасения, а у некоторых вызовет эффект разорвавшейся бомбы, но не нужно забывать – это всего лишь комедия. Пусть пошлая, пусть непристойная, но хорошая. Мы видели на своем веку и более бездарные постановки (вспомнить хотя бы Муви 43).
О чем фильм? Об апокалипсисе, о кучке голливудских актеров, которых оставили на Земле на исправление, о кино, о е… много о чем. Но в первую очередь, о дружбе и сострадании. При всей бредовости происходящего, за актеров невольно переживаешь, а каждая новая сцена задает все больший градус веселья. Будь картина чуть ближе к Догме Кевина Смита, то мы увидели бы мрачную инсталляцию о бедных голливудских актерах, бесславно доживающих на разваливающейся планете. А так вышло свежо и весело.
PS – три камео Кристофера Минц-Плассе, Эммы Уотсон и Ченнинга Татума были прекрасны!