Вот что мне нравится в студии Марвел – они извлекают уроки из буквально каждого фильма. Даже полностью провалив первый фильм, они способны дать достойный ответ в сиквеле и возродить интерес к своему супергерою. И да, я знаю, что вы скажете, дескать, надоели эти супергерои. Не спорю, их стало слишком много (а будет еще больше), но если режиссеры и сценаристы будут снимать достойные картины – почему бы и нет?
Такие провалы, как первые части Тора и Капитана Америки довольно показательны. Боссы студий убирают режиссера, подыскивают хороших сценаристов и показывают нам совсем другую сторону своего героя. Вторая часть Тора вышла на редкость удивительной и прекрасной. Той же участи коснулся и пафосный Первый мститель.
Капитан Америка в Мстителях смотрелся инородным телом, выбиваясь из ряда богов и супергероев. Поэтому боссы решили добавить ему серьезности, хотя он и остался все тем же пафосным героем всея Америки, но теперь сюжет, по крайней мере, не пытается пересмотреть историю. А это уже несомненный плюс.
Стив Роджерс после Нью-Йорка обосновывается в Вашингтоне. Его работа на Щ.И.Т. заключается в ежедневных пробежках, безобидных перепалках с Наташей Романофф и периодических командировках по всему миру. В одной из таких командировок, Роджерсу приходится проникнуть на захваченное пиратами судно Щ.И.Т.а в Индийском океане. Как оказалось, у Наташи было совсем другое задание (вытащить сведения о работе этого судна). На этой почве у Роджерса и Фьюри вспыхивает конфликт, в результате которого директор Щ.И.Т.а показывает Капитану проект «Озарение», которое позволит анализировать способности людей и предотвращать теракты по всему миру. Идеализированный герой, конечно же, против.
Совсем скоро директор Щ.И.Т. попадает в засаду, а Роджерс и Романофф оказываются вне закона. Чтобы распутать головоломку, им предстоит не только пожертвовать частью принципов, но и найти нового друга.
Сценарий в Первом мстителе вышел на редкость качественным. Этакая смесь Врага государства и шпионского боевика в красивой супергеройской обертке. Конечно, это не Джон Ле Карре и даже не Ян Флемминг, так что ожидать какого-то лихо закрученного сценария не стоит, но пару неожиданных ходов фильм обязательно сделает и даже немного вас удивит.
Помимо сценария, возрос и уровень постановки боев. Начиная с первого противостояния Роджерса с Жоржом Батроком и заканчивая потрясающе выверенной до мелочей схваткой Капитана с Зимним солдатом в городе, все выполнено на великолепном уровне.
Определенно неплохо вписался в этот фильм Зимний солдат. Конечно, фильму не хватило противостояния Баки Барнса с самим собой (сценаристы намекали на такое развитие событий), но суровый экшен все-таки было решено возвести в абсолют.
Приятно видеть Роберта Редфорда в большом кино. И хотя роль в этом фильме у него до ужаса предсказуемая, отработал он ее отлично. Мастерство никуда не пропадает с годами и звезда фильмов 70-х, 80-х и 90-х вписался в этот фильм очень неплохо. Я бы даже сравнил Роберта с другим антагонистом одного из последних просмотренных мной фильмов – Рэймондом Селларсом в исполнении Майкла Китона из ребута Робокопа. У них сходные функции в фильме, однако Редфорд вышел чуточку, но профессиональнее. Его Александр Пирс уверен в себе и добивается поставленной цели любыми средствами.
Единственная претензия к фильму – супергерои уже не производят эффекта «ВАУ!», как это было с Мстителями. Они стали совершенно обыденным явлением, привычным, как авторское кино или провокации Ларса фон Триера. Не я первый провозгласил два первых десятилетия 21 века – годами супергеройского кино. Нам остается только терпеть или наслаждаться, ведь качество растет с каждым фильмом, а на спецэффекты и без того приятно смотреть.
Первый мститель: другая война – неплохой образец супергеройского кино. Спецэффекты красивые, сценарий качественный, даже поднимаются острые темы шпионажа за каждым человеком, возможность устранять угрозу задолго до ее возникновения. В этом плане фильм несет довольно правильную идею. С другой стороны, как это подается – в ярком фантике, который сложно рассматривать серьезно. Но уж лучше так, чем переделывать историю.