Уже не первый раз замечено, что режиссер чаще всего чувствуют только один жанр. Они в нем сильны, делают прекрасные картины, которые завораживают и пугают. Но когда маститый кинодел приступает к новому, более прибыльному для себя делу, то внезапно сталкивается с проблемой – его фильм слишком слаб и не способен показать даже половины того, что от него требуется.
Такая история произошла с Найт Шьямаланом после выхода Повелителя стихий. Кино трехлетней давности, изначально построенное на жанре анимэ, должно было положить начало длительной франшизе о мальчике-каратисте, который понял, что является Аватаром, управляющим четырьмя стихиями. Бюджет, конечно, окупился дважды, но на большее индусу денег не дали.
Зато позволили запустить проект «После нашей эры».
Возложенные надежды с треском рухнут уже через тридцать минут. Настолько слабого и безвкусного начала давненько кинематограф не выдавал. Шаблонные фразы, картонные мины, диалоги, словно пропущенные через компьютерный аппарат (так неестественно они смотрятся в этом новом сером мире на Нова Прайме). И это еще полбеды.
Пока нас погружают в атмосферу нового мира, усеянного злобными пришельцами урсами, мы узнаем, что есть такие люди – «призраки» – которые могут быть невидимыми для инопланетян. А все потому, что они ничего не боятся, а урсы улавливают феромоны, выделяемые человеком при страхе. Идея блестящая, если б все происходило на станции в космосе… ой, извините, Рипли уже всех Чужих перебила.
Излишняя натянутость в отношениях отца и сына на Нова Прайм показывается через призму давнишнего потрясения. За несколько лет до этого, маленький Китай Рэйдж струсил, когда сестра (Сенши Рэйдж) заперла его в своеобразном домике и ценой собственной жизни защитила единственного сына Сайфера от напавших на дом урсов (как они попали в город и при этом их не убили – осталось тайной).
Отец честно пытается наладить отношения с сыном, но закаленный в боях «призрак» легче обращается с врагами, нежели с родными.
Все меняется, когда корабль Сайфера попадает под метеоритный обстрел и оказывается близко к Земле. Не видя выхода, командир пытается посадить корабль на планету, несмотря на высокий уровень опасности. При входе в атмосферу корабль разваливается…
Самое интересное начинается уже после того, как Китай отправляется на поиски хвоста космического корабля. Нам показывают новую Землю, где нет нефтяных вышек, где нет высотных зданий, где главенствующую роль занимает природа. Беспощадная к вернувшимся потомкам.
На Земле удивляет сразу несколько вещей. Во-первых, разная по сравнению с Праймом, атмосфера. Новым людям приходится пользоваться специальными баллончиками, которые обволакивают легкие пленкой, препятствующей одышке. Отсюда сразу вопрос: а как люди себя на Прайме чувствовали, когда переселились? Или баллончики уже на старой Земле имелись (вроде ингаляторов от астмы?). Во-вторых, каким образом мог поменяться климат, если растут тропические леса, но при этом каждую ночь, они замерзают? Не знаю, что курили сценарист, но курс ботаники они явно пропускали при обучении. Впрочем, курс зоологии тоже, и это, в-третьих. Все животные, показанные в фильме, страдают ярко выраженным гигантизмом (бабуины с 14-летнего парня, птицы почти вдвое превышают Китая, а змеи и вовсе порхают по пещерам!!!). Земля, старушка, уже явно не та. Такое чувство, что и не Земля вовсе.
А что же наш доблестный командор? Вспоминает дочурку, журит пацана, пытается выдавить боль и слезу (боль явно получается лучше), а в конце посылает единственного оставшегося ребенка на действующий вулкан! Да какой из тебя отец! Органов социальной опеки на тебя нет, изверг! Еще и урса увязался, гаденыш!
Актеры старались нести на своих плечах бред, нагороженный сценаристами, но даже отцу и сыну Смитам это не по силам. К слову, Джейден очень неплохо сыграл, мне понравился его злой выпад перед прыжком (хоть и чувствовался некий шаблон с самого начала). Эмоции, только чистые эмоции могли этот фильм спасти… этого не случилось. Действительно сильными сценами был монолог Китая перед прыжком с обрыва, да пожертвование, совершенное орлом. Вот и все, что трогает за душу.
Шьямалану нужно срочно завязать делать проекты, с красивой картинкой. Индус всегда славился мистическими, хитрыми и выверенными триллерами, трогающими за душу. Все помнят его Шестое чувство, Знаки и Таинственный лес. А вот Повелитель стихий и После нашей эры забудут уже через пару месяцев. Зачем было нужно ввязываться в голливудскую авантюру с красивой оберткой (картинкой) и пустой начинкой – одному Найту и известно. Будем надеяться, что эксперименты с этой картиной закончатся. Мало снимают действительно хороших триллеров о детях в последние годы.