Гнев критиков и фанатов – это довольно действенное оружие, способное поднять немало пыли. Когда в 2004 году в прокат вышел фильм Хроники Риддика, фанаты первой части (Черная дыра) были недовольны тем, куда ушел достаточно успешный триллер об убийце-фурианце, а критики разбомбили фильм, разобрав на составляющие части.
В итоге вселенная продолжила развитие в комиксах и видеоиграх, но с переменным успехом и без привязки к широкой аудитории. В 2011 году слухи о возможной третьей части всколыхнули интерес к лысому убийце: одни просили экшена, другие – напряженной атмосферы первой части.
Вышедший 12 сентября Риддик – это полноценная третья часть, а никакой не ремейк. Переосмысление пошло явно на руку вселенной, потому что Риддик, в кои-то веки, перестал быть просто безголовым экшеном. Даже в Черной дыре фильм захватывал исключительно антуражем, а в Риддике появилась необходимая глубина, искусственно воссозданная благодаря харизме Вина Дизеля и сюжетным уловкам Дэвида Туи и братьев Уит.
Франшиза вернулась в прошлое, на 14 лет назад, снова окунувшись в атмосферу нечетких темных фонов, безжизненных планет и монстров всех ипостасей. Это пошло на пользу, ведь в Хрониках Риддика некромонкеры оказались слишком слабы для таланта убийцы Риддика и даже сам император пал от его руки.
Другое дело сейчас, когда Риддик за годы жизни во славе и почете, окруженный женщинами и армией своих людей, растерял способности к выживанию. А когда его предали и отправили на безжизненную планету – с трудом выжил.
Однако Ваако наивно полагал, что отправив Риддика на безжизненную планету и назначив солидный куш за голову фурианца, сможет избежать мести за предательство. И пусть месть пока не состоялась, но надежда на возрождение франшизы уже витает где-то в воздухе.
Но вернемся непосредственно к фильму. Как уже отмечалось – возвращение к истокам пошло на пользу Риддику. Он стал более аутентичен, появились самокопания главного персонажа, чего мы не наблюдали в полной мере в Черной дыре и Хрониках… Главный герой, получив непригодные условия для выживания, старается всеми силами сохранить жизнь, вступая в неравный бой с недружелюбной природой. А тут еще и два отряда наемников появился по милости некромонкеров.
Создатели Риддика достаточно удачно поделили фильм на две примерно равные части. В первой они придали необходимой глубины происходящему на экране, объяснили нам, что происходило с Риддиком за все те годы, пока он был императором. Запустив парочку таких флэшбеков, они показали Риддика с другой стороны – думающего человека. Не просто машину для убийства, способную лишь на умерщвление тех, кто мешает достижению целей. Именно стратегия помогла Риддику выжить на планете, полной опасностей.
Отдельно нужно отметить оформление монстров. Вот уж где удалось развернуться создателям. Тут вам и модифицированные доберманы, и чужие, и мутанты-скорпионы, и вообще непонятно кто, промелькнувшие еще в трейлере. Колоритные мутанты позволили сделать еще одну важную вещь – оттенить средненькую актерскую игру наемников. Да! Отчасти наемники не должны играть лицом и телом, они суровые бандюги, убивающие других за деньги. Он смотреть на каменные морды пол фильма нудно.
В дополнение к этому нужно сказать, что наемники хоть и суровые, но шуточки отпускать умеют. Когда это нужно. Время от времени зал приветствовал едкие реплики героев смехом и это радует.
Ну и куда обойтись без хорошего саундтрека. Новозеландец Грэм Рэвелл, все чаще работающий в сериалах, написал отличный саундтрек, заставляющий вздрагивать в неожиданные моменты. В Риддике музыка настолько сплелась с ощущением атмосферного хоррора, что шум в ушах еще долго не покидает тебя после выхода из кинотеатра. Если не это главный показатель хорошей музыки, то что тогда?
Риддик не самое коммерческое кино. Тут не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять это. Снытый всего за 38 миллионов с большим количеством темных планов, серых оттенков и кровищи, он понравится любителям триллеров и ужастиков девяностых. Вся картина – это словно один сплошной привет из прошлого. Создатели привнесли в картину многое из Черной дыры, добавили чужих из одноименной франшизы, смешали с темой мести, любви и преданности своей планете и получили на выходе прекрасный боевик с элементами триллера. Но самой большой удачей для создателей станет отнюдь не хорошие сборы. Они, без сомнения, перекроют затраты на создание. Главная удача – это сохранение франшизы. Фанаты уже сейчас строят планы на продолжение, ведь открытый финал позволяет надеяться, что Риддик отомстит всем и спасет Фурию от разрушения.