Фильмы, выпускаемые Marvel, давным-давно превратились в аттракцион невиданной щедрости. Совершая поход в кино, ты определенно знаешь, что тебя ждет мягкий диван (забота кинотеатра), большое ведро попкорна (забота кассира) и яркое, красивое, но чуточку бездумное действо (забота фильмоделов). За редким исключением. Стражи галактики к исключениям отнести нельзя, но и определенное очарование у фильма есть. Взять хотя бы енота.
Широкая промо-компания Стражей настраивала нас на новый масштаб (как-никак галактику спасаем) и фильм оправдал возложенные на него ожидания. Если и не полностью, то, по крайней мере, не становится в один ряд с тем же первым Капитаном Америкой, апломб которого ощущается даже сейчас.
При этом Стражи действуют в несколько экспериментальном виде. Создатели отошли от пафосно-красивых супергеройских боевиков и сделали кино в смешанном жанре комедии и фантастического боевика. Причем именно комедию поставив в абсолют, вдоволь насладившись происходящим.
Конфликт фильма строится вокруг некой сферы, которая способна одним прикосновением уничтожить целую планету (обладатель при этом становится бессмертным). Галактический убийца и один из предводитель армий Таноса Ронан собирается использовать ее против своих давних врагов и посылает за сферой свою приемную дочь Гамору.
В это же время сферу по приказу Йонды, пытается выкрасть Питер Куилл. Надув при этом половину приспешников Ронана, Куилл покидает планету со сферой, но покупатель отказывается с ним работать. Йонда назначает солидный куш за голову предателя Куилла и на добычу клюнули наемники: модифицированный енот Рокет и его телохранитель – живое дерево Грут. В этот момент герои и встречаются вместе.
Увы, у Стражей есть ряд серьезных недостатков, которые тянут фильм вниз. За почти два часа экранного времени нам пытаются короткими фразами подать предысторию героев и настроить, что вот сейчас, вот-вот, состоится самое важное действо. Увлекшись комедийной составляющей (Ганн уже несколько картин в этом жанре сделал), создатели раздали героям всего по три реплики, раскрывающие суть. Этого мало даже для супергеройского боевика. Мстители, во многом, выстрелили потому, что неуемный экшен начался почти сразу, со стартовых минут и не останавливался до самопожертвования Тони Старка в конце фильма. А все почему? Потому что не нужно было представлять героев – они все получили по собственному фильму.
Провисает и другая важнейшая драматургическая составляющая – мотивация героев. Абсолютно все персонажи – типичные воры, которым спасать галактику – до свечки. Другое дело – продать злополучную сферу за пару миллионов кредитов и проблема с плеч. Как в той рекламе: есть бесценные вещи, для всего остального есть Master Card. Зеленокожая аватарка Гамора меняет сторону конфликта, как только сфера попадает в руки нашей компании, стараясь подкинуть нам обоснуй: «Моих родителей убили и взяли меня в плен». Но, стокгольмский синдром малость затянулся, не находите – возможности сбежать у Гаморы было много за эти годы. В итоге самыми «мотивированными» здесь выглядят тупоголовый Дракс и пушистый Енот (о «Я_есть_Грут» я просто промолчу).
В любом другом фильме эти два абзаца были бы приговором к уничтожению, но только не в аттракционе под названием «Marvel».
Происходящее на экране действительно выглядит красиво, приятно и… смешно. Взять хотя бы стартовую сцену, где Питер Куилл прибывает на планету за сферой. Его танец (с распиныванием крысоподобных существ) вызывает честный смех. И два часа наполнены такими забавными моментами процентов на тридцать, что для летнего блокбастера – довольно большая роскошь. Вот и получается, что Стражи берут юмором, а не идеей. Но если Ганн хочет добиться с продолжением хоть какого-то успеха, нужно срочно менять постановку мотивации, конфликтов и т.д. В конце концов, в кино, где главные герои представляют бесформенное размытое желе, нужен хотя бы один классный злодей. Ронан в исполнении Ли Пейса получился беззубым злодеем и все по той же причине – никакой проработки мотивации. Даже у Локи в Мстителях были адекватные мотивы пойти на сговор с Таносом.
Стражи Галактики – тот самый фильм, в котором сочетаются два диаметрально противоположные мнения. Драматургия фильма бьется в истерике в первые полчаса, однако все происходящее выглядит круто, изящно и интересно. Даже типичный хэппи-энд здесь выглядит понятным. И что самое важно, это один из тех немногих фильмов Marvel, в котором практически нет пафоса (за исключением спасения планеты в конце). Безусловно, Джеймс Ганн привнес в киновселенную Marvel свежий взгляд, который, даже с учетом всех проблем, смотрится легко и не заставляет плеваться. Для летнего боевика – весьма недурно.