Не являясь поклонником творчества Фицджеральда и не читав доселе роман, трудно искать несоответствия между фильмом и книгой. Оно и не нужно до некоторого времени, по крайней мере, до выхода из кинотеатра после просмотра этого фильма. Однако после остается безумное желание книгу прочесть, настолько ярко и красочно передан фильм.
Великий Гэтсби – один из лучших романов прошлого столетия в американской культуре. Не мудрено, что его уже не раз пытались экранизировать, и получалось все это с разными результатами. Некоторые фильмы следовали книге безустанно, цитируя героев по каждому абзацу, а некоторые были лишь декорацией для героев. Последняя экранизация в 2000-м году вышла целым сериалом и наиболее точно попала в повествование книги, но вот незадача – на горизонте замаячил Баз Лурман с его гипертрофированным авангардизмом.
Безумная страсть Лурмана к ярким, красочным картинам проявляется и в Великом Гэтсби. Он начинает неспешно, может быть, даже медленно, проецирует на экране зеленый огонек, мерцающий в тумане, и переходит к заснеженному поместью, где главный герой, Ник Кэрроуэй, лечащийся от алкоголизма и пошатнувшихся нервов, рассказывает свою историю о знакомстве с загадочной персоной 20-х годов – Джеем Гэтсби.
Кэрроуэй приезжает в Нью-Йорк, строить судьбу на биржевых фондах, работает на Уолл-Стрит и мечтает о богатстве и красивом доме с большими окнами и десятком спален. Однако поселяется в маленьком домишке между огромных поместий, по соседству с таинственным мистером Гэтсби, закатывающем вечеринки каждые выходные. Шумность этих вечеринок слышна далеко за пределами Нью-Йорка и на них, чаще всего, собираются все сливки общества. Выпить и потанцевать задарма любили даже американцы в эпоху падения морали.
Ника увлекает за собой эта яркая жизнь. Вместе с мужем своей кузины Томом Бьюкиненом, он пьет и веселится, впервые надираясь так, что не помнит, как вернулся домой. И так могло продолжаться долго, если бы не Гэтсби…
Все меняется, когда Ник получает от своего соседа именное приглашение на очередную вечеринку. Оказавшись в окружении золотой Америки, Ник стеснителен, пытается найти храбрость на дне фужера. Но к концу вечеринки, уже порядком выпивший Кэрроуэй, встречает Гэтсби на лестнице.
Как оказалось, Джей Гэтсби – ветеран Первой Мировой войны, обвешанный с ног до головы медалями, но вполне обычный человек, со своими страхами, переживаниями, эмоциями, трудностями. Аура таинственности вокруг богача постепенно развеивается и за ней мы видим юношу с большим кошельком и возможностями. При этом Гэтсби – несчастлив. Он закатывает пышные вечеринки, окружает себя влиятельными и богатейшими людьми Америки, имеет огромный дворец на Лонг Айленде, но несчастлив в любви. Уйдя на войну, он оставил в Луисвилле свою возлюбленную – Дэйзи, которая вышла замуж за Тома Бьюкинена.
История, рассказанная Фицджеральдом, легка и недвусмысленна. Любовь Гэтсби к Дэйзи, как та история про Ромео и Джульетту – они любят друг друга, но быть вместе им не суждено. Гэтсби слишком долго ждал своего часа, он растворился в любви к Дэйзи и не мог ждать еще. Он требовал от любви слишком многого и поэтому все пошло наперекосяк.
И если к истории претензий быть попросту не может (это ведь классический американский роман), то к оформлению всего действа есть много вопросов. В первую очередь, нужно (опять же) отметить любимый стиль Лурмана – он сверх меры показывает пышность представления, упуская из вида детали. Стремление сделать фильм «современнее» вышло режиссеру боком: рэп-композиции в исполнении Jay-Z, электронный оргАн и Бейонсе в качестве бэк-вокала, лишь отдалили от той эпохи, перенеся действие в современность. Этого суровые американские кинематографисты точно не потерпят, остудив пыл Лурмана отсутствием Оскаров хотя бы за костюмы.
Действительно, фильм получился излишне ярким, красочным и оставляет эффект красивого фантика с камешком внутри. Лурман слишком погрузился в атмосферу празднества и падения морали, полностью упустив середину фильма. Лишь к концу, когда фильм медленно покатился к развязке, его спас, посетивший зеленый огонек. Этот символ не только стал незримым курсом для Джея Гэтсби, он склеил несколько частей фильма между собой, оставляя ощущение целостности всего происходящего.
На протяжении двух часов картины, балом правят эмоции. Они легли на плечи актеров и сыграли ДиКаприо, Маллиган и Магуайр достаточно неплохо. Лишь в конце фильма, Кэри Маллиган (Дэйзи Бьюкинен) стала уставать от съемочного процесса и ее эмоции казались неправдоподобными. Вечное подростковое лицо Магуайра так и отдает спайдермэнством, уж простите за жаргон. Я не сомневаюсь в актерских талантах Тоби, но всякий раз, когда крупный план берет его лицо, мне вспоминается Питер Паркер. Сколько лет уже прошло с выхода последнего Паука, а он все тот же. Даже недельная щетина и усталый взгляд алкоголика не способны изменить этот образ.
Вот уж кому надо отдать должное – так это ДиКаприо. В который раз он проникся персонажем и сыграл выше всяких похвал. В образе Гэтсби сквозило и Джеком Доусоном из Титаника и Кэлвином Кэнди из Джанго. Он так умело чередовал образы, что становилось страшновато, с какой легкостью меняется этот взгляд – то милый и приветливый, то отчетливый, грубый, жесткий. Пожалуй, ДиКаприо единственный, кто сыграл в этом фильме роль, тянущую на Золотой Глобус или Оскар.
Новое прочтение Гэтсби вышло чересчур ярким, современным и электронным. Фильм словно находится в двух плоскостях – герои вышли из 20-х годов и переместились в наше время. Поэтому кино кажется незаконченным, несмотря на однозначную концовку повествования. Драма в конце выводится на пик и обрушивается на зрителя. Гэтсби всегда был человеком одиноким, и таковым ему суждено было остаться.
Лурман снял красивый, стильный фильм, он следовал своему определенному канону, связал элементы картины зеленым огоньком и человеком, наблюдающим через стекла круглых очков. Эти два символа оказали решающее значение в завязке, кульминации и развязке. Однако символы не способны определять течение сюжета, как и отдельные герои не могут тянуть весь фильм. Лурман слишком сильно хотел сделать мелодраму Фицджеральда понятной для современной молодежи и перестарался в своем желании. А этого делать и не нужно было – роман американского классика актуален и для наших дней. Богачи становятся еще богаче, покупают яхты, виллы, скупают футбольные клубы пачками… Но жизнь повернется так, что никто на их похороны не придет, позабыв о праздниках, устраиваемых на весь город.
Прав оказался персонаж Кэрроуэя – нельзя повторить прошлое, даже если ты богат, знаменит. Многим людям в мире нынешнем стоит об этом задуматься. Как бы не пришлось потом жалеть об упущенных годах, как это делал Джей Гэтсби.