Перед написанием рецензии на фильм Волк с Уолл-Стрит, мне довелось прочитать множество самых разных отзывов и рецензий: от крайне положительных восторженных, до резко отрицательных гневных. Тут и там слышались абсолютно противоположные мнения. Одни говорят, что фильм – шедевр и достоин самых высоких наград (Оскара разумеется), другие отвечают им – «чернушный сгусток дерьма, не несущий никакой морали».
Я не собираюсь примирять эти две воинствующие стороны, а хочу поделиться собственным мнением от просмотра новой картины тандема Ди Каприо-Скорсезе.
Режиссер приучил нас к тому, что его картины, будь то ранние пробы пера или фильмы, вошедшие уже в зал славы мирового кинематографа, рассказывают о непростых личностях, во многом противоречивых и неоднозначных. Волк с Уолл-Стрит продолжает эту традицию и знакомит нас с Джорданом Белфортом: Аферистом (с большой буквы), наркоманом, алкоголиком, оголиком, но, при этом, легендарной личностью, сколотившим в 90-е баснословное миллионное состояние.
Однако он не сразу стал таким. Выпускником он мечтал о большой карьере, деньгах, которые спасли бы его молодую семью от бедности и прозябания в Бронксе. И в первый же день его службы в брокерской фирме его поставили на место: «Ты вошь! Скажи мне это!». И Белфорт повторил, однако решил для себя, что не будет вошью. Если бы не встреча с Марком Ханна, который дал ему первые уроки мира Уолл-Стрит, Белфорт никогда бы не стал Волчком.
Сколачивая миллионы на никому не нужных акциях и раздевая догола обычных людей, он быстро проникся жизнью богатого биржевого брокера. Кокаин, таблетки, проститутки. Очень скоро Белфорт погрузился в эту жизнь без остатка, переходя к богатым клиентам, агрессивно торгуясь на рынке и зарабатывая все больше и больше и больше денег. И остановиться бы смог не каждый. Зависимость тут была не только от таблеток и кокаина, от самой жизни. Когда же понадобилось перестроиться, Белфорт не смог этого сделать. Не смог уйти вовремя, сказать «СТОП!» своим амбициям. Ему слишком нравилась эта жизнь. Он не готов был попрощаться с ней…
Скорсезе – сатирик. Он умудряется показать события через призму драмы человека, и потому считается одним из самых именитых режиссеров современности. Ему не наплевать на главного героя, он всецело погружается в повествование, показывает персонажа со всех сторон. Самым важным и удачным решением, было, передать мысли героя в тот или иной момент. Это и забавляло, и раскрывало Белфорта одновременно. И здесь можно смело сказать, что герой вышел неоднозначным, но малость прямолинейным. Белфорт показал себя только с отрицательной стороны, но не факт, что положительные черты с течением разгульной жизни, у героя остались.
Нельзя при этом сказать, что Белфорт не понимал, что творит. Отнюдь. Он все осознавал, все взвешивал, принимал разумные (если так можно судить) решения, но только лишь, если они позволяли ему нажиться еще (ЕЩЁ!).
Очень многое в таком фильме решал актерский каст и Ди Каприо в образе Белфорта оказался неподражаем. Вообще, по «Волку» можно проследить несколько стадий развития актерского мастерства Ди Каприо. У Скорсезе Ди Каприо всегда играл персонажей драматических и чем дольше длится их сотрудничество, тем выше степень нервности его персонажей. Банды Нью-Йорка, Авиатор, Отступники, Остров проклятых. И чем выше идет развитие актерского мастерства самого Ди Каприо, тем чаще он играет персонажей богатых и властных. В «Волке» Лео снова передал полный спектр самых различных эмоций: умиротворение, спокойствие, наслаждение, нервное расстройство, паника, злоба, бешенство, слабость… А сцена после разговора по телефону-автомату – это вообще нечто совершенно сумасшедшее. Будь я на месте киноакадемии, то дал бы Оскар Ди Каприо только за это.
Единственное, о чем я не могу судить, так это об игре Джоны Хилла. Он сыграл хорошо, добротно влился в роль, а их барбитуратные угары с Ди Каприо были неплохим комедийным дополнением ко всему творившемуся безобразию. Но вот насколько он соответствует званию номинанта на Лучшую мужскую роль второго плана – не ручаюсь.
Волка с Уолл-Стрит можно назвать удачной консистенцией афер из «Поймай меня, если сможешь» и грязи из недавней «Грязи» (простите за каламбур). Что знаменательно, Ди Каприо довелось сыграть в «Поймай меня…», а вот теперь выйти на иной уровень и актерского и драматического мастерства. Его пламенные речи перед брокерами компании Стокман – своего рода манифест, в котором было малость и от Муссолини, и от Бенджамина Хатчинсона. Но в отличие от Фрэнка Эбегнейла, Джордан Белфорт был помешан не только на работе.
Можно сколь угодно кричать на каждом углу про то, насколько мерзкие вещи показывает фильм, но стоит лишь подумать – а о чем говорит Волк с Уолл-Стрит? Он и говорит о мерзкой, обратной стороне американского мира грез, самой известной финансовой улицы мира. Фильм показывает не только и не столько саму биржу и брокеров, сколько их закулисную жизнь, полную а, наркотиков и алкоголя. И морали в этом фильме нет, потому что деньги решают в современном мире слишком много, а все остальное – лишь доводы в пользу бедных, желающих всегда видеть, как добро побеждает зло.