Когда-то зомби были совсем другими. Они медленно передвигались по улицам городов, хватали незадачливых жертв и кусали-кусали-кусали. Жанр зомби-экшена медленно мутирует. Сначала они медленно бродили по округам, пугая местных жителей количеством, нежели страшными мордами. Затем их наделили способностями бегать и кусать в падении. Не за горами тот момент, когда зомби станут крылатыми, и пандемия будет распространяться совершенно без границ.
Мертвецы впервые появились в 1968 году благодаря Джорджу Ромеро – бессменному зомби-режиссеру последних десятилетий. С легкой руки мастера зомби-экшена в производство пустили больше трех десятков картин на эту тематику, медленно расширяя рамки влияния. В основном действия происходили в Америке, без оглядки на остальной мир. Последней относительно удачной экранизацией стали «Рассвет мертвецов» (римейк фильм 78 года) в 2004 году и 28 дней спустя 2002 года выпуска.
Но никогда, никогда фильм с зомби не имел в графе бюджета таких огромных денег – 190 миллионов. И никогда в ряду истребителей зомби не стоял такой актер, как Брэд Питт.
Как бы к нему не относились – он действительно хороший актер, а временами просто вытаскивает фильмы за шкирку. Не так давно он едва не притащил «Человека, который изменил все» к Оскару, а теперь старался своей пятидесятилетней физиономией окупить двухсотмиллионный бюджет.
Банк, видимо, пошел не только в спецэффекты и зарплату самому Питту, потому что фильм изначально готовился едва ли не к 2011 году, но затем не раз переснимался, а последние интервью и вовсе говорят о переделанной концовке (видимо, Голливуд, наконец, образумился, и выставлять нашу страну посмешищем больше не намерен). Уж не знаю, что изменил Линделоф в финальной сцене, но намек извечной пафосности американских фильмов вкупе с неизменным хэппи-эндом сделали свое дело.
Сценаристы и режиссеры с самого начала решили показать нам, насколько внезапно все случилось. Прием новостной ленты вместо стартовых титров, созданный не помню кем, сработал, как вводные слова в начале текста. Рассказал нам о том, как все происходило быстро, внезапно и необъяснимо. И ведь действительно – получилось, словно будний день разделился на два разных временных отрезка: сначала герои мирно завтракали и продирались через филадельфийские пробки, а вскоре бежали из города, как заведенные.
К сожалению, Война миров Z не производит впечатления целостного фильма. После того, как герои фильма улетают на вертолете к секретному военному кораблю в океане, сюжет в срочном порядке начинает пестрить кадрами. Зомбятина толпами прыгает на живых, человечина все быстрее становится ходовым товаром на рынке Земли, но наши бравые американцы не унывают. Пока весь мир медленно поедает себя, Питт сотоварищами отправляются на военную базу в Южной Корее, откуда, якобы, поступило донесение.
Фильм не просто пестрит клиповым монтажом, но и безумными глупостями в сценарии. Испугавшийся ученый бежит обратно в самолет, спотыкается и простреливает голову. Не зря зал взорвался смехом на этот сюжетный ход. Вырубив главного медика, сценаристы попросту развязали себе руки и дальше творили в свое удовольствие.
Питт перелетает из Южной Кореи в Израиль, где становится свидетелем еще одной человеческой глупости – шумное песнопение евреев за высокими стенами, ограждающими от зомби. Ребятам явно не объяснили, что мертвецам только подавай громкую музыку и толпу глупых фанатиков, отмечающих спасение. Вот собственно и допелись.
А как вам нравится падение самолета, где в живых остались только Питт, Джейме Ланнистер женского пола и пару зомби, пристегнутых к сидению? Или стучащий зубами зомби в финале? Да над ним весь зал потешался.
При том, что к героям-то претензий нет. Брэд Питт старался тащить картину, Мирей Инос выполнила свою роль на четверку (хоть экранного времени ей не досталось), а Даниэлла Кертеш достаточно неплохо влилась в роль Джейме Ланнистера (кто знает, тот поймет). Непонятны действия ученых Кардиффского университета, которые Питта сначала заковали. И не обмолвились даже, почему так не доверяли вояке. Хуже всего, что из фильма вырезали Россию и Хабенского. А жаль, Костя не первый раз пытается заявить о себе в американском кино, но пока перебивается лишь «Географами…».
Не стоит говорить, что Война миров Z такой уж фильм безнадежный. Он начинается неплохо, хоть и использует полюбившийся ромеровский прием – вводная летопись событий (с). Затем разгоняется, доводится до кульминации… и когда нужно было просто добавить драмы, Линделоф (а я уверен, что проблема именно в нем), решил преобразовать концовку в хэппи-энд. Вся гениальность Войны миров Z в итоге вылилась лишь в новую форму живучих мертвецов, бегущих быстро, прыгающих далеко, кусающих глубоко и оборачивающихся за 12 секунд. Кстати, это несомненный плюс, потому что полное заражение организма смертельным токсином происходит как раз за секунды, а не десятки минут как показывается в большинстве зомби-фильмах.
Хочется надеяться, что жанр зомби-экшена не умрет после слабеньких сборов Войны миров Z. Глупо утверждать, что проект наберет большое количество фанатов, как и солидную кассу (под 600 миллионов). Пока что сборы не окупают даже расходы на съемку.