Те, кто хотели посмотреть новое творение Андерсона, уже это сделали, а завсегдатаи торрент-трекеров удалят фильм в первые полчаса, недоуменно пожав плечами – “Фигня какая-то”. Те, кто поумнее, поискушеннее, блеснут в комментариях – “интеллектуальная фальшивка” – и, конечно, смотреть тоже не станут.
Нет, «Врожденный порок» вовсе не плох. Просто это очень сложное кино. Снятое по роману постмодерниста Томаса Пинчона, оно с ходу выбрасывает на неподготовленного зрителя ораву персонажей и запутывает в хитросплетениях сюжетных линий. Даже завязка у фильма – и та не проста, а многослойна.
На дворе 1970-й год. Близится к закату золотая эпоха хиппи, на которых уже бросают косые взгляды, а полицейские поглядывает и вовсе с презрением. Всему виной печально-известная коммуна Чарльза Мэнсона, о котором в фильме вспоминают не раз. К главному герою, хиппующему частному детективу Доку Спортелло, приходит бывшая подружка Шаста и просит помощи. Её богатому любовнику Микки Волчецки грозит опасность. Неверная жена хочет упрятать мужа в психушку и прибрать к рукам огромное состояние. На следующий день Шаста исчезает, как и Микки Волчецки.Тут же к Доку обращается бандит из группировки «Черная семья». Он просит выбить долг из члена «Арийской семьи». Следом у Спортелло появляется третье дело – бывшая наркоманка уверена, что ее погибший муж жив, и просит Дока его отыскать. По ходу действия к перечисленным персонажам прибавятся еще с два десятка – каждый с яркой историей, говорящей фамилией и тем или иным влиянием на сюжет.
В какой-то момент «Врожденный порок» начинает напоминать три культовых фильма сразу. «Китайский квартал» – детективным сюжетом и коррумпированной правоохранительной системой. «Большого Лебовски» – обаятельным обкуренным главным героем. Наркоманской абсурдностью происходящего – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», даром что адвоката Дока тоже играет "трехсотфунтовый самоанец" Бенисио Дель Торо.
При кажущемся нагромождении героев и сюжетных линий «Врожденный порок» на поверку оказывается идеально выстроенной с точки зрения истории картиной. Наплодив множество сюжетных линий, к концу фильма автор ненавязчиво сводит их воедино. Знатоки говорят, что Андерсон экранизировал испещренную “загадочностью и энциклопедичностью” прозу Пинчона максимально близко к оригиналу. За что и был номинирован на Оскар в категории «Лучший адаптированный сценарий». Драматургический гений Андерсона был известен нам давно, но композиционная ясность «Порока» (и немалая доля его очарования) достигается за счет атмосферы. Мастер-режиссер, костюмеры (кстати, еще одна номинация на Оскар) и декораторы рисуют нам Калифорнию начала 70-х с её болезненным отрезвлением от хиппующего безумства 60-х к параноидальному правлению Никсона. На все это великолепие зритель смотрит через объектив оскароносного оператора Роберта Элсвита. Каждый кадр снят настолько виртуозно, что хочется распечатать его в ультравысоком разрешении и повесить на стену. И все это под хиты давно минувшей эпохи, подобранных ставшим уже бессменным композитором Андерсона гитаристом Radiohead Джонни Гринвудом.В контексте последних фильмов Андерсона говорить о касте даже как-то неловко. Репутация одного из лучших авторов современности позволяет ему привлекать в свои фильмы лучших. Вот имена тех, кто во «Врожденном пороке» на второстепенных ролях: Риз Уизерспун («Дикая»), Бенисио Дель Торо («Траффик»), Оуэн Уилсон («Полночь в Париже»), Эрик Робертс («Поезд-беглец»).
Главную роль в новом фильме Андерсона вновь исполнил Хоакин Феникс. И вновь он сделал это виртуозно. Местами в обаятельном хиппи Спортелло видишь чудаковатого хипстера Теодора из прошлогодней Her Спайка Джонса. Насколько схожи своим гуманизмом и романтичностью Док и Теодор, настолько отличаются они от пугающего Фрэдди Квилла из «Мастера». Тут мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Три мощнейшие роли за три года. На мой более чем скромный взгляд, отсутствие Оскара у Хоакина Феникса должно удивлять не меньше, чем неимение оного несчастным Леонардо ДиКаприо.
Сыгравший в «Пороке» детектива-параноика Джош Бролин («Старикам тут не место») недавно рассказывал в интервью журналу PORT: «Мне позвонил один актер, уважаемый всеми человек, и сказал: ”Ты отлично сыграл, но что это вообще за кино такое?“ Вот что я могу сказать по этому поводу. Это такое кино, как если бы вы сели смотреть ”Китайский квартал“, накурившись дури. Не факт, что вы захотели бы этого, – чтобы уследить за действием фильма ”Китайский квартал“, как известно, нужно сохранять трезвость ума. Так и с ”Врожденным пороком“; но что делает такое кино особенно классным, так это то, что, когда смотришь его, нужно быть очень внимательным».Таким вот ненавязчивым способом ваш покорный слуга пытается подвезти читателя к главному вопросу. О чем этот фильм? Что хотел всем этим сказать Пол Томас Андерсон? Ведь посмотрев высокоинтеллектуальное кино, мы непременно хотим разгадать его смысл. Работает ли такой подход по отношению к «Врожденному пороку»? Отчасти.
Каждый сможет извлечь из него пищу для ума. Кто-то найдет ответ в тонко выстроенной любовной линии. Кто-то выведет для себя конспирологическую теорию, а кто-то укажет на абсурдистскую природу происходящего. Вполне возможно, автор и припрятал некий экзистенциальный смысл в густом конопляном дыму. А может быть, и нет никакого смысла. Может, пора перестать, наконец, высматривать неясные очертания в мутной пелене, а последовать примеру главного героя. Откинуться в кресле поудобнее, расслабиться и просто наслаждаться жизнью.
854" height="510"