Время от времени проскальзывает в кругах кинокритиков такая мысль, что научная фантастика постепенно отжила свое. Уже давно не снимают таких сильных драм, как «Бегущий по лезвию» или «Метрополис», «День, когда остановилась Земля» и «Солярис»… Последние попытки изменить хоть что-то, выливаются во всевозможные «Обливионы», которые блещут исключительно картинкой, а главная идея разрушается, как карточный домик в руках неумелого строителя от обилия сюжетных нестыковок.
И вот однажды появился режиссер, которому законы НФ-жанра, словно бутерброд с ветчиной. Нил Бломкамп, малоизвестный южноафриканский молодой сценарист снял в Йоханнесбурге короткометражку «Выжить в Йобурге». С этого и началось его восхождение к мировому кинематографу.
В 2009 году Бломкамп всего за 30 миллионов снимает фильм Район №9, имевший такой ошеломляющий успех, что окупился в кино 7 раз. Для научной фантастики, от не раскрученного режиссера и без актеров топ-класса – это очень серьезный результат. Даже больше – это заявка на классику.
И вот перед любителями кино вторая картина Нила – Элизиум: Рай не на Земле.
Суть фильма понятна без особых разъяснений: в 2154 году существует два класса людей: очень богатые, живущие на чистой, созданной руками человека, космической станции под названием Элизиум и остальные, живущие на перенаселённой разрушенной Земле. Главный герой – Макс – типичный оборванец, всю жизнь работающий на Земле, стараясь заработать себе на полет до Элизиума. Попасть туда – удел не просто для героя, фактически для мелкого бога, потому что высшая власть не потерпит «землянина» рядом с собой. Тут-то нашему герою и выносится карт-бланш от судьбы. Макс получает на работе лютую дозу облучения, отчего через пять дней тот должен склеить ласты. А жить-то хочется. Вот он и вступает в сговор со странными личностями, которые предлагают ему провести свою маленькую революцию с блэкджеком и девушками. В качестве движущей силы – вживляют в скелет Макса специальный металлический полукостюм, который увеличивает человеческую силу в несколько раз.
Что удивительно, Бломкамп снова снимает очень серьезное кино, при этом, не растрачивая миллионы на гонорары суперзвездам. Главного героя играет Мэтт Дэймон, давно известный умница и очень хороший актер, прославившийся после роли Джейсона Борна в оригинальной трилогии. В роли главгада выступает утонченная железная леди Джоди Фостер – смелая женщина, амбициям которой позавидовал бы любой политикан современности. Она умеет не только отдавать приказы, но и просчитывать стратегию. Ее героиня (не без помощи Фостер) получилась как надо. В остальном же – сплошь те же лица, что снимались у Бломкампа в Районе № 9.
Отдельно нужно сказать о Шарлто Копли. Он снимается у Бломкампа во всех фильмах и давно уже находится с режиссером «на одной волне». Иначе объяснить, почему в каждой роли он выходит такой многогранной личностью, что диву даешься. В «Районе №9» он сыграл главную роль, здесь – агента и наемника Крюгера, но харизма Копли затмила даже Дэймона. А ведь Мэтт тоже не последний актер в Голливуде.
Интересны и акценты, расставленные, скажем так, за рамками основного сюжета. Если приглядеться, то Элизиум чем-то напомнит зрителю Западную цивилизацию: высокий уровень технологии, передовая борьба с лечением от самых страшных болезней мира, проще говоря, благодать и умиротворения (хоть мы знаем, что это не так). А Земля 2154 года – это третий мир, зависший на стадии между первобытно-общинным строем и индустриальным этапом развития человечества. Не мудрено, что на Земле большинство людей разговаривают на испанском (в Америке он считается чуть ли не грязным языком), а на Элизиуме – на французском. Интересно и отношение Бломкампа к Западной цивилизации, ведь показав высокомерных людей на Элизиуме, он намекает на то, что может прийти в одно время свой Макс и показать, что «Третий мир» все еще жив!
Элизиум поднимает много глубоких тем, так часто попадающих под запрет в современном «глобалистское» время. Проблема социального расслоения, неустроенности жилья, перенаселенность планеты, болезни, тяжелый рабочий труд… О многом часто забывают или стараются не придавать внимания, сетуя на более важные вещи (как например, запрет курения и торрентов), и только в человеческих руках решать действительно важные проблемы, нежели вести мир к очередному Элизиуму.
Единственной серьезной претензией можно считать лишь то, что после Района №9, Бломкамп не показал в проекте ничего нового. Все это мы уже видели в дебютном фильме. Все это уже было, но с другим антуражем. Режиссер довел идею до совершенства, отполировал медную железку до золотого блеска.
Хочется лишь отметить, что по сравнению с Районом, Элизиум стал технически более отточенным. Логичность повествования и действия персонажей стали коньком Бломкампа, так что его следующий фильм Чаппи, наверняка, будет иметь нечто подобное.
Бломкампу вновь удалось кино с большой буквы. Режиссер собрал сильный актерский состав, перенес из своего дебютного творения атмосферу и основные идеи, приправил его не менее сильными спецэффектами, которые могут серьезно поспорить с «Озом» или «Железным человеком 3» (хотя, я думаю, и переплюнет спокойно оба этих фильма). Финальная драма вышла несколько смазанной, но испортить впечатление уже не смогла. В итоге мы увидели фильм, который можно назвать типичным для этого режиссера. И я бы не стал Бломкампа обвинять в ретрансляции идеи из проекта в проект. Пока он в этом мастер – почему бы и нет?