Первый по настоящему крупный релиз этого года состоялся на территории России. С пламенным приветом из реактивного двигателя нас встречает третья часть известнейшей франшизы Железный человек, созданная режиссером Шейном Блэком и спродюссированная Кевином Файги.
На этот раз у Тони Старка появится настойчивый, опасный и неуловимый враг по кличке Мандарин, устанавливающий свои правила при переделе существующего мира. Однако начинается все несколько иначе.
«Мы порождаем своих демонов» (с)
После событий в Нью-Йорке, о чем нам напоминают раза три за фильм, Тони Старк перестал быть самим собой. Он давно мучается от бессонницы, а когда все-таки ему удается заснуть – это приводит или в кошмарные сны о произошедшем, или к восстанию машин. Невольная параллель с Терминатором давно уже прослеживается за Железным Человеком, но не будем так наивны – никаких киборгов, в их привычном понимании, вы не увидите. Зато появится возможность понаблюдать за тем, как Тони Старк качается на перекладине, управляя костюмом на уровне мысли. И это далеко не предел технических нововведений третьей части Железного Человека.
В первые мгновения картины зрителя медленно, через короткую вводную реплику, погружают в сюжет. Он целиком и полностью строится на отсылках к первым частям, к другим проектам вселенной Марвел и не только. Настраивая на гнетущий лад, сюжет не обманывает нас каким-то искрометным юмором в первой половине. Фильм необычайно серьезен во всех отношениях.
В то время, пока Старк не вылезает из своего убежища, экспериментируя с собственным телом, на горизонте Пеппер Поттс (Гвинет Пэлтроу) появляется давний знакомый и коллега «по научной части» - Элдрич Киллиан (Гай Пирс). Он знакомит главу компании с новой разработкой: прокаченным и перепрограммированным мозгом себя любимого, а затем предлагает вложиться в его предприятие. Понимая, что разработка целиком и полностью направлена на создание оружия, Пеппер отказывает Киллиану.
Все меняется, когда в больницу попадает Хэппи Хоган (бывший режиссер франшизы Джон Фавро) в результате очередной вылазки Мандарина и его войск. Управляя издалека, террорист впервые вступает в открытую войну со Старком и мультимиллиардер, будучи уверенным в своих силах, «приглашает» его «на огонек» в свой дом в Малибу.
Первые полчаса показывают нам не только падение героя, разрекламированное в трейлерах со всех ракурсов, но и саму суть конфликта. Террористы раз за разом наносят болезненные удары по американскому достоинству, заставляя идти на ответные меры (применив костюм WarThunder’а – Воителя). Однако выяснить, где располагается лицо номер один в списке злостных бандитов, так и не удается.
Тут стоит отвлечься от сюжета. Вы итак все увидите своими глазами: сказанное выше – лишь пролог, предваряющий сложные сюжетные перипетии, устроенные во имя мести, справедливости и всемогущества. Да-да, здесь не обошлось без спасения президента (борт №1 снова под прицелом подрыва) и сверхлюдей. Однако самое главное – Шейн Блэк не стал устраивать чехарду с героями. Он довольно тонко и вовремя сумел подметить, что можно сменить ракурс, превратить антагониста в некое чучело, отданное на испепеление ради общих целей.
Ближе к финалу, проявляется двойное дно, перевод на запасную ветку, и эта фишка смогла вывести проект к наиболее эпичному финалу, достойному завершения красивой трилогии. Финиш вышел удачным, выдержан в стиле фильма, несмотря на всю мрачность, в которую попадает Тони Старк после своеобразного «падения».
Безусловно, нужно отметить и отличный визуальный ряд. Картинка и спецэффекты словно «кричат» броскими красными, оранжевыми и синими цветами. К сожалению, несколько подкачал 3D. Не сказать, что оно было совсем, как в первом Торе, однако будь фильм без объемного видео – смотреть было бы куда приятнее.
Ну и куда подеваться без обсуждения актерского состава.
Роберт Дауни младший снова в своей роли. На этот раз у него появилось больше экранного времени, костюм (по разным причинам) перестал быть его спасительной тростинкой, поэтому он выложился на всю катушку. Не удивлюсь, если в будущем он отдохнет от франшизы пару лет. Быть в одном образе долгое время не самый удачный ход для актера. Нужно двигаться дальше (как сказал сам Тони Старк).
Отлично отыграл и Бен Кингсли. Причем, он сыграл здесь как бы две роли и в обоих был крайне убедителен. К сожалению, не имею возможность обсудить его роль, иначе сразу же раскроется главный сюжетный ход второй половины фильма – но сыграл он прекрасно.
Как, впрочем, и Гай Пирс. Не так часто встречаю его на главных ролях. Выложился в роли, показал красный оголенный торс (девушки на передних рядах визжали от восторга). А если без шуток – неплохое попадание в образ.
Ни слова не сказано о Пеппер Поттс. Исправляюсь. Ей также предоставили чуть больше экранного времени, а также несколько важных эпизодов. Скажу лишь то, что она несколько раз спасает Тони Старка, причем не обязательно в прямом смысле…
Можно проводить множество параллелей с Темным Рыцарем: Возрождением Легенды. И это понятно – основные сюжетные ходы словно скопированы, и умело встроены в сюжетную канву Марвела и франшизы Железный Человек. Но от этого фильм получил только дополнительный заряд драйва и адреналина.
Железный человек – серия, определенно, эпохальная. Она надолго останется в сердцах любителей фильмов по комиксам, третья часть, наверняка, соберет миллиардный кассовый сбор (тут к бабке не ходи), а Роберт Дауни младший навсегда останется Тони Старком. Он слился с этой ролью, она его изменила, и трудно сказать, кто больше этому поспособствовал, но отметать то, что актер вложил в харизматичного миллиардера часть души, как минимум глупо.
Финал картины невозбранно намекает на отсутствие дальнейших идей для продолжения. И как бы часто Тони Старк не повторял – Железным Человеком в отдельном фильме он уже не будет. Однако…
«Вы можете разрушить мой дом, вы можете поставить под угрозу все самое дорогое, но вы никогда не сломаете меня. Потому что я – Железный человек!» (с).