Мало сказать, что новый фильм из вселенной Люди Икс был одним из самых ожидаемых в 2014 году. Мало сказать, что впервые с 2003 года в кресло режиссера вернулся Брайан Сингер, человек, сделавший эту франшизу великой. В конце концов, мало сказать, что в этом фильме собрано три десятка актеров, которые за эти 14 лет стали кем-то вроде личных супергероев. Мало сказать много слов, нужно превратить их в связный обзор.
Мне безумно сложно быть беспристрастным. Я люблю эту кинофраншизу, как раньше любил Гарри Поттера. Каждый выход фильм для меня – личный праздник, потому что увидеться с любимыми с детства героями сродни еще одному нырку в то время, когда деревья были большими, а мы не знали таких понятий, как работа, налоги и диплом.
И фильм, в целом, оправдывает если не все, то процентов 90 ожиданий.
Франшизу Люди Икс всегда отличал вдумчивый, глубокий сценарий, поднимающий со дна такие темы, как терпимость и толерантность, при этом, не скатываясь в подмену понятий и откровенное лицемерие. Преломляя через призму вечной темы добра и зла, сценаристы всех частей (удачных и неудачных) показывали нам людей, пусть и со способностями к управлению разумом или металлом. И даже наполненный спецэффектами и местами проседающий по многим параметрам триквел Последняя битва нес в себе зачатки глубокой идеи и, отчасти, философии.
В Днях минувшего будущего сложилась этакая квинтэссенция всех идей, которые так или иначе поднимались во всех фильмах и спин-оффах – на что способно пойти человечество, чтобы остановить мутантов. И на какие жертвы способны пойти мутанты, чтобы этого не допустить.
Прекрасно справились сценаристы и с объединением двух абсолютно разных временных вселенных. Пожалуй, это тот единственный случай на данный момент, когда будущее и прошлое так гармонируют и дополняют друг друга. И опять же, этого было бы невозможно добиться без идеи, которая красной нитью прошла через повествование.
Конечно, три десятка супергероев в двухчасовом фильме – это не всегда хорошо. Кому-то приходится жертвовать экранным временем. Большая часть в итоге опять пришлась на Росомаху, молодых Профессора и Магнето, а также на Мистик и Зверя. Это и понятно, ведь основные события, все же, происходят в 1973 году.
Всем остальным дали по три с половиной репликой, разве что некоторым новеньким удалось проявить себя во время впечатляющей батальной сцены против стражей (вначале и в конце). Но это должно было произойти. Иначе, зачем вводить персонажа, чтобы он не получал экранного времени?
Единственное, наверное, где мои ожидания совсем не оправдались, так это в отношении Боливара Траска. Насколько Питер Динклейдж отлично играет Тириона, настолько неубедителен он в роли тщедушной скотины-ученого, который проводит жестокие опыты над мутантами. Причем, создается ощущение, что в Траске совсем нет жестокости. Это не проявляется в его действиях, нам не показывают ни одного опыта. В угоду рейтинга или просто недоработка? Скорее и то, и другое.
Исключение, пожалуй, когда Питер сыграл классно – это в эпизоде, когда Мистик пыталась его убить.
Еще одна вещь, о которой я забыл совсем упомянуть – это о взаимоотношениях героев в 1973 году. Смотреть на разборки в классическом треугольнике Магнито-Мистик-Профессор, где иногда вмешиваются Зверь и Росомаха, и интересно, и познавательно. Это позволяет более полно почувствовать, отчего началась борьба двух самых известных и непримиримых противников и друзей. Как видимо, почти все в этом мире делается из-за женщин.
Люди Х: Дни минувшего будущего вышли классическим блокбастером о супергероях, но в отличие от других продуктов МАРВЕЛ, создателям удалось сохранить самое главное – идею. Без нее ни один фильм франшизы не смог бы добиться этого результата. Фильм остро играет на грани политического триллера и фантастического боевика, но остается вне рамок, и именно поэтому получает от всех кинокритиков высшие баллы.
PS.. Не спешите уходить из кинотеатра. После всех титров вас ждет затравочка на следующую часть Людей Х.