Для своего полнометражного дебюта режиссёр Виктор Демент выбрал непростой материал: в основу картины «Находка» лёг одноимённый рассказ Владимира Тендрякова, написанный ровно полвека назад. Риск оправдался: фильм тепло принимали на фестивалях по всему миру, завоевал награды в Благовещенске и Онфлере, а также получил Приз за операторскую работу на Кинотавре. Теперь, начиная с 3 декабря, оценить новинку сможет и широкая аудитория.
На российской премьере, которая состоялась 1 декабря в московском кинотеатре «Космос», почти вся съёмочная группа поднялась на сцену представить свою работу. Виктор Демент не без гордости рассказал, что совсем недавно впервые увидел целую очередь желающих попасть на его фильм. И не где-нибудь, а во Франции! Но, безусловно, тёплый приём на родине ему гораздо приятнее, ведь картину он снимал не для фестивалей и кинокритиков, а для простого зрителя.
С первых кадров «Находка» очаровывает потрясающими видами дикой сибирской природы: заснеженные просторы, глухие деревеньки, леса, озёра. Съёмки проходили в далёком Медвежьегорске в совершенно экстремальных условиях: было невероятно сложно тащить оборудование в глушь, а в -35°С у камеры замерзал визор. Самоотверженный труд оператора Андрея Найдёнова отметили призом на Кинотавре.
Виктор Демент очень бережно обращается с первоисточником. Как режиссёр и автор сценария, он позволяет себе немного осовременить материал, убрав некоторые чисто советские чёрточки. Впрочем, глядя на быт глухой сибирской деревни, можно уверенно сказать: 10 лет назад, сейчас или ещё через 10 лет — там всё выглядело, выглядит и будет выглядеть именно так. Удивительное дело, но текст Тендрякова звучит в диалогах и монологах почти без изменений. Режиссёр верно почувствовал, что, если допустить даже небольшую вольность при построение фраз, всё рассыплется.
В этом суровом краю живёт не менее суровый мизантроп Трофим Русанов (Алексей Гуськов). За долгие годы работы старшим инспектором рыбнадзора он окончательно озлобился, потерял веру в людей и уверенно называет окружающих «сволочами и ворьём». Каждый день Трофим, словно цепной пёс, выходит на работу и, строго соблюдая букву закона, нещадно штрафует за каждую пойманную не по уставу рыбёшку. Понятное дело, жители окрестных сёл его откровенно ненавидят и боятся. «Зона отчуждения» распространяется и на личную жизнь: Русанов неласков с женой и уже долго злится на сбежавшую замуж без отцовского благословения дочь.
Оставшись волей случая без лодки, инспектор вынужден пробираться к деревне пешком. По пути он находит новорождённую девочку в пустой избушке. Мать скрылась, инспектор совершенно один в диком лесу. Несколько дней, рискуя жизнью, он у тащит пищащий свёрток к людям, но... Не успевает. Смерть ребёнка и отчаянное желание найти и наказать его мать переворачивают жизнь Трофима и приводят к совершенно неожиданным результатам.
Поначалу кажется, что «Находка»— это медитативное роад-муви под проникновенный саунд Пану Аалтио. Однако вскоре чарующие красоты сибирской природы показывают свою страшную, убийственную сторону. Дорога домой— лишь треть сюжета. По возвращении начинается самое интересное: в сюжете смешивается детектив и психологическая драма. Пока главный герой пытается узнать, кто была та таинственная женщина и что ею двигало, он неожиданно полностью меняет взгляд на мир, узнаёт себя и людей с неожиданной стороны. Да, путешествие продолжается. Только теперь это путешествие к человеческому в своей душе, к прощению и состраданию. Трофиму приходится понять, что наказание, хоть и законное, не всегда становится правильным решением.
Трофим Рускаов в исполнении Алексей Гуськова— пример идеального попадания в образ. Более того, режиссёр «Находки» филигранно дорабатывает персонажа, подкладывая ему жутковатых «скелетов» в шкаф, делая его страдания и озлобленность ещё более ощутимыми, реальными, мотивированными. С первых кадров главный герой не вызывает у зрителя особой симпатии. Однако, это история о человеке, который через страдания приходит к человечности и прощению. Он находит в себе силы пробудиться от многолетнего «оледенения» и обретает покой и счастье.
Немногословный, аскетичный и суровый и, в тоже время, завораживающе-прекрасный, как природа севера, этот фильм заставляет крепко задуматься о сложности человеческой натуры, о любви, прощении и надежде. И ещё очень о многом. Смотреть такое кино— не развлечение, но труд.
700" height="394"
• В кино с 3 декабря
• Режиссёр— Виктор Демент
• В главных ролях: Алексей Гуськов, Надежда Маркина, Анастасия Шевелёва, Валерий Смирнов, Мария Сокова, Егор Харламов, Анатолий Узденский, Марат Серажетдинов, Алексей Вертков, Владимир Шульга