Отечественное жанровое кино в последнее время переживает период бурного развития: на этот раз мы рассмотрим новую картину нашего хоррор-ремесленника Святослава Подгаевского («Пиковая дама: Черный обряд», «Владение 18») «Невеста»: она рассказывает историю провинциального семейства, которое уже не одно поколение скрывает страшную тайну...
В конце 19-го века один небогатый помещик (Игорь Хрипунов), увлекавшийся фотографией, перед свадьбой теряет молодую невесту (Лада Чуровская) из-за тяжёлой болезни. Будучи не в силах смириться с утратой, он принимает решение попробовать отбить возлюбленную у смерти, исполнив тайный оккультный обряд, и с помощью фотопластинки «ловит» её душу и перемещает в тело одной из своих крестьянок. Увы, вмешательство в естественный порядок вещей не проходит без последствий: сущность девушки томится и мучается в чужом теле, но и покоя найти не может. Теперь потомки горе-колдуна должны раз за разом переселять озлобившийся дух в новое тело, иначе призрак жестоко покарает их.
Наши дни. Юные влюблённые Настя (Виктория Агалакова) и Иван (Вячеслав Чепурченко) скромно расписываются в загсе, а уже на следующий день новоиспечённый муж вынужден ехать к родственникам в маленький провинциальный городок, потому как семья настойчиво требует его присутствия. Ваня почему-то не горит желанием объяснять ситуацию и брать с собой молодую жену, однако девушка настаивает на знакомстве с новыми родственниками.
В старом родовом доме живёт сестра Вани Лиза (Александра Ребенок) с детьми, слепой отец (Виктор Соловьев) и таинственная бабушка в маразме, которая скрывается в своей комнате. Иван заметно нервничает, Лиза ведёт себя дружелюбно, но несколько странно, а мрачный особняк наводит ужас на юную гостью. На следующий день молодожёны планируют уехать, однако муж куда-то исчезает, а Настя вдруг понимает, что семья затевает что-то не то.
Отечественному зрителю наверняка хочется чего-то родного и страшного, без инородных реалий и персонажей: поэтому сама попытка создать аутентичную историю с исторической подоплекой для фильма ужасов достойна похвалы. К слову, «Невеста» — не первая работа молодого режиссёра Святослава Подгаевского в жанре «хоррор»: его «Пиковая дама: «Владение 18» (2013) и «Черный обряд» (2015) смотрелись неплохо, однако выглядели несколько неловко и подражательно. Для процесса обучения — это нормальная ситуация... Новый фильм получился более смелым и попытался показать уже не универсальную историю, а уникальный сюжет с ретроспективой.
Жутковатая традиция фотографировать покойников, будто живых, действительно имела место и стала неплохой затравкой для истории. Однако Подгаевскому стоило отдать свою идею в руки более профессиональных скриптрайтеров, так как у него хорошее видение и неплохой стиль (который, конечно, пока только формируется, но всё равно), но нет навыков для создания целостного и логичного сценария.
Пытаясь создать сюжет максимально приближенный к нашей с вами реальности, автор сценария всё-таки рисует идеализированный полусказочный мирок «в вакууме», демонстрируя пренебрежение к истории и современным реалиям. К примеру, как удалось дворянской семье сохранить родовое имение (большущий особняк в 2 этажа с коронами и большой территорией) с оригинальными интерьерами после революции, волны репрессий, раскулачивания и практически полного уничтожения высшего сословия? Да из такого домины должны были в советские времена сделать сельский клуб! Жители провинции в лице Лизы и её детей выглядят не слишком реалистично, — хотя тут уже вопрос к костюмерам... Их одевают в тёмные, явно сшитые вручную наряды, стилизованные под конец 19 – начало 20 веков. Увольте! Бедные провинциалы одеваются в вырвиглазную китайскую синтетику, а маленькие девочки щеголяют в розовом, а не в стиляжном чёрно-сером. Или Лиза профессиональная швея с редким вкусом. Но это частности, извините.
Начинается фильм с мрачной исторической зарисовки, где нам в общих чертах показывают страшный обряд, а после титров идёт свежая современная история молодожёнов. Начинается фильм неплохо: отличная стильная картинка, жутковато-прекрасные сельские пейзажи и интерьеры старого дома, дружелюбные, но неуловимо подозрительные родственники Вани. Мрачная атмосфера дома постепенно отравляет душу и разум Насти, насылая на неё странные галлюцинации и видения (порой — флэшбеки, отсылающие к истории фотографа).
Увы, держать ровный правильный курс на протяжении всей ленты не удаётся. Создатели ленты постепенно теряют нить повествования, забивает на логику развития событий: почему-то визуальные эффекты и «бу-моменты» выходят на первый план. Да, скриммеры получаются неплохие... Но к чему они? Получается целая череда «пугалок» ради испуга, что только запутывает суть происходящего.
Финал и вовсе посылает к чёртовой бабушке остатки здравого смысла, насильно выруливая концовку в сторону банальнейшего открытого финала. Тут слепое желание сделать подобие популярных западных хорроров напрочь губит естественную логику событий, не давая ей развиваться в адекватной колее. В итоге от красивого и зрелищного кино испытываешь разочарование: самым страшным оказывается не призрак невесты, а вопиющий идиотизм героев.
720" height="405"