Рецензия Ной. . Тема религии в кино

Мой имя Ной. Я потомок Сифа, а дед мой Мафусаил, один из праотцов человеческих. Люди, потомки Каина, уничтожили этот мир, превратив его в выжженную пустыню. Я долго ждал и скитался, пока Бог не послал мне весть. Я должен построить Ковчег и спасти всех невинных. Всех гадов земных, и зверей, и птиц. Я должен собрать их. Пока мир не исчез. Грядет Потоп.
Жанр: Драма, приключения
Режиссер: Даррен Аронофски
Страна: США
Актеры: Рассел Кроу, Дженнифер Конноли, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон.
Премьера (мир): 10 марта 2014
Премьера (РФ): 27 марта 2014

Тема религии в кино исконно была палкой о двух концах. Популяризация иных толкований Библии и Ветхого Завета привела к периодическим истерикам всевозможных конфессий на предмет «оскорбления чувств верующих». Так было с экранизацией «Кода да Винчи» Дена Брауна, и так почти получилось с «Ноем» Даррена Аронофски. Новость о свободном толковании легенды о Ковчеге вызвала ожидаемую реакцию. Бойкот несколько консервативных религиозных групп и местечковые «кары небесные» от особо чувствительных особ. Но режиссер заявил, что это его видение и вообще он живет в свободной стране, а значит будет снимать фильм так, как считает нужным. История, рассказанная в фильме во многом схожа с оригинальной легендой, разница лишь в трактовках тем или иных событий. Если книжная версия полна прямых описаний, то в фильме же множество аллюзий. Одной из самых удачных стала оная на ангелов, пришедших на землю помочь людям. Вернее, Перволюдям, ибо Адам и Ева изгнанные на Землю из райского сада за нарушение запрета Бога стали прародителями рода людского. Но они мало, что умели делать и часть ангелов захотела им помочь. Бог создал человека из особой глины, а раз его слуги-ангелы пренебрегли Его наказом не лезть в это дело, то пусть уподобятся тем, кому захотели помочь. Создания из чистого света пав на землю были прокляты. Их сущность была заключена в гротескных существ, похожих на многоруких каменных големов. А материалом для создания послужил камень, который расплавился от их падения, но быстро отвердел по воле Божьей. Подобных иносказаний в фильме вышло немало, что порадует любителей поиска тайного смысла в каждом увиденном булыжнике. Но первоначальное впечатление испортил один момент.

Начало вышло очень смазанным, даже хаотичным. Вот нам показывают, как потомки Сифа ,третьего сына Адама и Евы, проводят некий ритуал. На самом важном месте их прерывают люди. Да, именно так. Дети Сифа себя таковыми не считают, так как они остались верны Богу и заветам его, а люди, эти отродья Каина, уничтожают все к чему прикасаются. И вот одного из участников ритуала убивает человеческий владыка с которым Ною (бежавшему после убийства отца) еще предстоит встретиться. Мгновение спустя мы уже видим Рассела Кроу в роли Ноя много лет спустя. Затем его сон о том, что мир погибнет по воле Господа. И вот они уже в десятке миль от своего места жительства. Что они делали в пути? Сколько он продлился? Ответов на эти вопросы вы не получите.

Рваность повествования продолжиться до определенного момента. По сути фильм можно разделить на две части. До и после начала постройки ковчега. Все сцены «до» свелись к максимально быстрому приближению к «после». После встречи Ноя с Мафусаилом (Энтони Хопкинс) начинается адекватная часть фильма с нормальными пояснениями и отсылками. Все самое интересное начинается именно с этого момента, поэтому главное перетерпеть провальное начало фильма. Ваше терпение воздастся вам сторицей. С визуальной точки зрения «Ной» хорош. Спорных моментов немного, но они сильно «режут» взгляд. Сцена с Мафусаилом своим призывающим чудовищную стену огня. Его странно выглядящие доспехи, как будто сшитые из лоскутков кожи. От таких сцен возникает ощущение, что смотришь низкокачественное фэнтези, а не очередную интерпретацию Ветхого Завета. Одежда и броня сынов Каина вообще вызывает приступ истерического смеха. После «Лекаря Ученик Авиценны» подобный ширпотреб смотрится по меньшей мере странно. Шлем рыцаря похожий на плод любви маски сварщика и дверцы от школьного шкафчика? Серьезно?

С актерской игрой тоже вышло неоднозначно. Сильнее всего сыграл без сомнения Кроу. Его Ной получился на диво глубоким и даже трагичным персонажем. Мужчина во имя долга готовый пожертвовать всем человечеством и даже собственной семье. Но его зацикленность на полном уничтожение человечества, включая своих сынов, привела к любопытному нюансу. По оригинальной легенде его сыны были обеспечены женами и вообще им лет куда больше, чем в фильме. В «Ное» собственно Ной занят помыканием големов-ангелов, которые строят ужас инженера названный Ковчегом. Армейский ящик для патронов это, а не Ковчег. На протяжении всей стройки мы видим Хама предположительно рукоблудствующего на героиню Уотсон и ее возлюбленного Сима. Героиня бывшей Гермионы бесплодна по причине старой раны, что не мешает ей приходить к Хаму в мокрых снах, а к Симу просто приходить и периодически лежать. Бедный Хам страдающий по женской ласке достает отца просьба найти ее жену. Ной же занят насущными делами, как усыпить канареек и ему нет дело до одуревшего от половой неудовлетворенности сына. Мать его в исполнении Конноли активно сочувствует сыну, но помочь ничем не может. На их фоне жестокий Рэй Уинстон смотрится выигрышнее по причине мотивации своих поступков. Для него важнее спасти себя, как лучшего представителя человеческой природы и вообще Ной обнаглел, раз посмел что-то строить на его земле. Ила же (Эмма Уотсон) активно изображала драматическую актрису, но получалось, честно говоря, плохо. Безостановочный поток слез еще не делает актера хорошим. А количество пролитой Илой жидкости грозило начать потом раньше срока. Да еще и ее бесплодие, чудесным образом возвращенное добрым дедушкой Мафусаилом. Ожидающим чего-то невероятного от Хопкинса, навсегда оставшегося для некоторых зрителей Ганнибалом, придется плохо. Господин Хопкинс в «Ное» не играл, но отдыхал и зарабатывал себе на пенсию. Той, самой «игры глазами», отсутствие которой ставится в укор молодым актерам, здесь нет.

С декорациями вышло опять… неоднозначно. С одной стороны мы видим, до чего довели люди мир и почему Бог решил его уничтожить. Черная пустыня из пепла, обгоревшие деревья, трупы и прочие прелести типичного постапокала. С другой, странные металлические конструкции живо напоминающие мир «Безумного Макса». Как они очутились здесь? В чем их предназначение? И какого черта каиновы потомки щеголяют доспехами, внешне похожими на многослойную алюминиевую фольгу? Много вопросов на которые нет ответов.

Впечатления от нового фильма Аронофски получились любопытные. Помесь фэнтези, постапокалипсиса и Ветхого Завета безусловно интересный микс, но подача хромает. Слишком много деталей, портящих впечатление от картины. Да и актерская игра оставляет желать лучшего. Лишь Рассел Кроу способен вызвать какие-то эмоции у зрителя. Конноли и их с Кроу «сыновья» служат двуногими декорациями с конкретными задачами. Сим защищает Илу-Уотсон и жмется с ней в кустах. Хам это видит и страшно завидует. Эофет вызывает вздохи умиления у барышень и не понимает, что он забыл в этой картине. «Вау»-эффект на время отключает мозг, но когда его время приходит, понимаешь, какую мешанину жанров увидел. Редкие светлые моменты, вроде аллюзии на ангелов в виде каменных големов или поступка Хама, который перечеркнул все старания отца одним движением руки не спасают беспросветный мрак, который снял режиссер. Одноразовый фильм ради симпатичной картинки, мини-Эдема и Кроу с ножом, приготовленным для резки детей Уотсон.

Автор: Ян Трифонов
По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor