«Где тут у вас Священное писание?» — спросит в кульминационный момент прозорливая старшеклассница, пришедшая за наставлением на путь истинный в школьную библиотеку. Ответ, достойный немедленного попадания во все цитатники, будет таков: «Дорогуша, должно быть, оно на полке с бестселлерами; посмотри, пожалуйста, рядом с «Сумерками». Похоже, что с этой неглупой молодежной комедией возникнет аналогичная ситуация: продаваться картине суждено на полке с «Дрянными девчонками», однако стоять ей уместнее где-нибудь поблизости с фильмами Джона Хьюза, которые здесь частенько цитируются. В сущности, «Отличница легкого поведения» — весьма симпатичная и остроумная постмодернистская забава, вольное — а временами очень даже фривольное — переосмысление американской классической литературы (в данном случае персонажами-школьниками).
«Отличница легкого поведения» не экранизация: фильм не осовременивает «Алую букву» подобно тому, как «Жестокие игры» переносят действие романа Шодерло де Лакло в современный Нью-Йорк. Книга Готорна здесь становится скорее отправной точкой для разговора о распущенности, пуританстве и немножко о литературе. Пользуясь школьными терминами, «Алая буква» – тема сегодняшнего урока, как в переносном, так и в самом прямом смысле: книгу в фильме обсуждают в классе, и именно из нее Олив почерпнет идею в качестве протеста нацепить на свой наряд красную А.
Олив начинает одеваться, по словам учителей, как проститутка (о мой бог, на самом деле выглядит она как малолетка, которая залезла в мамин шкаф с одеждой для ролевых игр и интимным бельем, там же она нашла и косметичку). Она всеми силами поддерживает свой порочный имидж, помогая неудачникам, вроде прыщавых жирдяев и лошков, а так же прочей школоте стать крутыми мачо: за денежку соглашается рассказывать о том, что она якобы переспала с ними (так и напрашивается сделать за кадром характерное «бууэээ»). И это несмотря на то, что родители практически не ограничивают её в деньгах и однажды по воле своей прихоти она полностью обновляет свой гардероб! Жажда мнимой славы кружит ей голову, но бестолковое дитя не ведает, что роль шлюхи в маленьком городке - не самая завидная вершина, к которой стоит стремиться.
Наверное, как и у всех американских комедий такого плана (этим грешил даже Джон Хьюз), у «Отличницы» есть лишь один-единственный изъян — это последние полчаса, за которые для целевой аудитории успевают предельно разжевать все то, что было ранее. Умные люди вообще имеют обыкновение проговаривать вслух максимы, которые воспринимаются зрителем на показательных примерах, но зачастую не работают на словах.
Тут можно только плечами пожимать да вздыхать: «Да, вот такие истории нынче снимают для молодежи»… Конечно, взрослому человеку такое смотреть скучно, потому что и проблемы не того уровня, и сюжетные ходы банальны, несмотря на цитаты и назойливые переклички с классическим романом Натаниела Готорна «Алая буква». Но в Голливуде и это предусмотрели. Единственное, что в этом фильме не банально, так это то, как представлена семья главной героини. Вопреки всем ожиданиям, семейство Олив – это царство любви, доверия и юмора. Родители девушки – это яркие, эксцентричные и оригинальные личности, постоянно подкалывающие друг друга и своих детей.
Не ждите от этого фильма откровений, на которые авторы претендуют, обратившись к классике литературы, а именно к «Алой букве» Натаниэля Готорна, которую, к слову, у нас проходят в вузе на третьем курсе, но никак не в школе, ибо детская психика немножко слабовата, да и рановато...