Кто в детстве не вызывал Пиковую даму? Рисуешь помадой на зеркале лестницу и дверь, зажигаешь свечу и повторяешь 3раза: «Пиковая дама, приди!» В случае успеха, можно увидеть, как открывается дверь и выезжает карета на квадратных колёсах. Дети и подростки любят участвовать в таких ритуалах острых ощущений ради. Но если предположить, что Пиковая дама вовсе не миф?..
Сценарист и режиссёр Святослав Подгаевский определённо намерен вывести отечественный хоррор на один уровень с западными образцами. Начинать приходится, конечно, с подражания... Прошлый ужастик молодого постановщика «Владение18» хоть и не снискал любви критиков, но стал своеобразным объявлением «нового курса». 2года спустя прогресс налицо: во-первых, чисто визуально «Пиковая дама» выглядит не хуже голливудских собратьев, во-вторых, сюжет, основанный на нашем «родном» фольклоре, добавляет картине ностальгического очарования в глазах отечественного зрителя.
Начинается история зимой в неком мегаполисеN: четверо подростков забавы ради вызывают вечером Пиковую даму. Вскоре после шуточного ритуала со всеми его участниками начинается настоящая чертовщина: странные звуки, скрипы, жутковатые сны и видения. Происходящее можно было бы списать на детскую фантазию, если бы вскоре при странных обстоятельствах не погиб один из четвёрки друзей. Зло из зеркало постепенно подбирается к тем, кто посмел вызывать его из потустороннего мира. Причем цель черной женщины не просто убить неосторожных ребят: у неё особые виды на младшую— Анечку (Алина Бабак). Родители девочки вместе с таинственным специалистом по паранормальным явлениям вместе пытаются защитить детей.
Картина «Пиковая дама: Черный обряд» точно может рассчитывать на интерес со стороны отечественного зрителя: подкупает положенная в основу городская легенда, знакомая чуть ли не каждому первому с детства,— это вам не заморские фредди крюгеры и бугимены! Второй большущий плюс новинки— достойный визуальный ряд (оператор Антон Зенкович может гордиться своей работой): зимние сумерки, мрачные здания, заснеженная загородная дорога,— сразу отмечаешь мастерски построенную геометрию кадра и умелую работу с цветом и светом. Интерьерные съёмки не отстают: мрачные зеркала, тёмные углы, где притаилось зло,— родные хрущёвки могут наводить ужас не хуже традиционных американских домов. Актёрская игра также не вызывает нареканий, а юная Алина Бабак и вовсе обеспечила себе отличный старт.
После заслуженных восторгов всё-таки придётся пройтись по недостаткам: поначалу очень правильно, канонически (для ужастика) раскручивающийся сюжет ближе к середине несколько отягощается событийным «балластом». Видно, что Подгаевский очень хочет сделать свой сценарий не просто мистическим, но и пустить детективную линию, сделав акцент на интеллектуальную составляющую. Неплохо продумана история появления Пиковой дамы, расписан её образ, повадки, привычки. Однако, для хорошего результата было бы достаточно, чтобы она просто методично выкашивала детей. А тут у призрака к середине появляются какие-то наполеоновские планы: переселиться в мир живых, захватив тело девочки. А там уже здравствуй, любительский экзорцизм и псевдонаучные толки об электромагнитной природе потустороннего мира.
Ближе к концу оказывается, что «Пиковая дама» несколько сложнее и закрученнее, чем можно было заключить из трейлера. Сценарист попытался впихнуть в свой скрипт чуть больше, чем следовало бы: создаётся впечатление, что фильм состоит из двух разнородных частей. Кроме того, под конец просмотра не покидает ощущение, что финал лепили уж очень по образу и подобию забугорных образцов,— слишком предсказуемо.
Несмотря на некоторые недочёты, «Пиковая дама» — определённо, достойный отечественный хоррор, который, прежде всего, ценен как показатель положительной динамики в киноиндустрии. Учимся, развиваемся. И это хорошо.
650" height="366"
• В кино с 10 сентября
• Режиссёр— Святослав Подгаевский
• В главных ролях: Алина Бабак, Игорь Хрипунов, Владимир Селезнев, Валерия Дмитриева, Сергей Походаев, Евгения Лоза, Валентин Садики, Мария Фомина, Максим Стоянов, Наталья Домерецкая