Знаете самую короткую сказку? Жила-была девочка... Сама виновата. Неторопливый саспенс Йоханнеса Робертса «Потусторону двери» (TheOther Side oftheDoor) как раз об этом.
Мария (Сара Уэйн Кэллис) и Майкл(Джереми Систо) познакомились Индии и, будучи очарованными этой страной, остались там на ПМЖ, поженились, завели двоих детей. Жизнь казалась похожей на сказку, пока в автокатастрофе не погиб сын Оливер(Logan Creran). Мария, чувствуя вину за то, что не успела вытащить мальчика из тонущей машины, замкнулась на своём горе и начала отдаляется от мужа и дочери.
Домработница Пики (Сучитра Пиллай-Малик), которая сама прошла через подобную трагедию, советует хозяйке съездить в один старый храм и провести ритуал, который позволит в последний раз поговорить с духом ребёнка. Собирая Марию в дорогу, индианка просит запомнить главное правило: ни в коем случае не открывать дверь до утра! Ночью призрак Оливера, к ужасу и радости женщины, действительно приходит. Вот только она, не сумев справиться с эмоциями, отпирает засов...
Британский режиссёр Йоханнес Робертс заявил о себе в2010-м, выступив сценаристом и постановщиком малобюджетного триллера «Проклятая школа». Картина получила одобрение критиков и вышла в прокат на родине автора. Несколько последующих работ— «Убийственная поездка»(ТВ, 2011), «Хранилище24»(2012) и только готовящийся к выходу «Страх глубины»(2016)— сделали Робертсу неплохое имя в жанре ужасов.
«По ту сторону двери» можно назвать эдаким «добротным середнячком»: прошаренные фанаты хорроров скорее всего заскучают на показе, но если вы ходите на подобные фильмы изредка и любите упор на чертовщину без обилия леденящих душу кровавых сцен, то этот фильм придётся вам по вкусу. Сильная сторона картины— экзотические декорации и хорошо проработанная атмосфера. Художник-постановщик Дэвид Брайан отобрал для фильма самые мрачные закоулки Мумбаи и поселил персонажей в настоящий дом Редьярда Киплинга. Правда, в работе задействовали только фасад, а интерьеры снимали уже в павильоне FilmCity в центре Болливуда. Там же построили и таинственный храм, вдохновляясь комплексом АнгкорВат.
Сценаристы Йоханнес Робертс и Эрнест Риера не стали (видать, от греха подальше) тревожить настоящих индийских божеств и сами придумали легенду о двери в потусторонний мир. Четырёхрукое божество Мирту(Хавьер Ботет), страж потустороннего мира, несмотря на визуальную аутентичность,— тоже плод воображения авторов. Если вы не изучали мифологию Индии, подмену вряд ли заметите.
Действие картины развивается неторопливо: на присутствие потустороннего сначала реагирует дочка Люси(София Росински)— она, как ребёнок, гораздо легче принимает существование сверхъестественного. Затем сама Мария убеждается: дух Оливера бродит по дому. Она даже радуется, что сын снова рядом. Однако Пики предупреждает: душа, не прошедшая перерождение, начинает мучиться и неминуемо будет творить зло. Это логично: жизнь мальчику вернуть не могут, зато «поселили» среди живых. Тут кто угодно озвереет.
Две трети фильма нас потчуют намёками на неизбежную расплату за нарушение равновесия между мирами. Атмосферу нагнетают мастерски: рядом с домом вянет растительность, умирают домашние питомцы, постоянно льёт дождь, вокруг ошиваются устрашающие аскеты-агхори. Постепенно на наших глазах солнечная, шумная, кипящая жизнью Индия превращается в жутковатое место, где в каждом тёмном углу прячутся кошмары. Объективно, окружающий Марию мир почти не меняется, ужас поселяется в её душе и затягивает её в «тень». Майкл, её муж, не замечает неладного практически до самой кульминации.
«По ту сторону двери»— это история о запретном плоде и о наказании. Мария упорствует в своём заблуждении, не находит сил отпустить сына и исправить ошибку, пока есть возможность. Конфликт с потусторонним выходит в активную фазу только в последней части фильма и буквально на последних минутах развивается стремительно, что очень контрастирует с неторопливым тягучим саспенсом. Сочувствие героине всё-таки не способно пересилить твёрдую уверенность в том, что жёсткий и трагичный финал всё-таки единственно правильный вариант развития событий. Собственно, с чего мы начинали,— «самавиновата».
На выходе из зала особенного потрясения не испытываешь: фильм, скорее, любопытный, нежели страшный. Так что если вы бережёте свои нервы, а ужастик посмотреть всё-таки хочется, то «По ту сторону двери» — оптимальный вариант.
720" height="405"
• В кино с 25 февраля
• Жанр: ужасы
• Режиссёр — Йоханнес Робертс
• Сценарий: Йоханнес Робертс, Эрнест Риера
• В главных ролях: Сара Уэйн Кэллис, Джереми Систо, София Росински, Хавьер Ботет, Logan Creran, Джакс Малкольм, Сучитра Пиллай-Малик