Знаменитый дизайнер Том Форд неожиданно решил попробовать себя в роли кинорежиссёра и в 2009-м году дебютировал с драмой «Одинокий мужчина» по мотивам одноимённого романа Кристофера Ишервуда. Несмотря на отсутствие опыта, новоявленный постановщик завоевал успех, а исполнитель главной роли Колин Фёрт был номинирован на «Оскар». В этом году Форд снял вторую картину, положив на этот раз в основу более универсальную историю — о взаимоотношениях мужчины и женщины. А, точнее, о «верности, преданности и ценности личных отношений, которые удерживают нас на плаву». Зрителей снова порадует отличный вкус в подборе материала, безупречный стиль и рыжеволосая красавица в главной роли.
Кажется, жизнь Сьюзан Морроу (Эми Адамс) будто списана с глянцевого журнала: достаток, шикарный дом в Лос-Анджелесе, идеальный муж-бизнесмен (Арми Хаммер), собственная художественная галерея. Однако за респектабельным фасадом благополучия и богемного шика Сьюзан пытается скрыть крах своего брака, финансовые трудности и депрессию. В один прекрасный день она получает посылку от своего бывшего мужа Эдварда (Джейк Джилленхол) с рукописью. Их скороспелый студенческий союз развалился, когда оказалось, что восторженная девочка из богатой семьи не готова терпеть неустроенность и материальные трудности, пока возлюбленный пытается стать знаменитым писателем. Вынужденная признать, что респектабельная и самодовольная мама была права, Сьюзан, пожав хвост, сбежала под крыло респектабельного красавчика Хаттона, оставив Эдварда с разбитым сердцем.
Быть может, эта драма и стала для него настоящим толчком для старта карьеры? Два десятилетия спустя Эдвард Шеффилд посвятил бывшей супруге свой роман «Под покровом ночи» и попросил оценить его детище. Мучаясь бессонницей в отсутствие Хаттона, Сьюзан берётся за чтение. Книга поражает и захватывает женщину: в героях она узнаёт себя и бывшего мужа, а некоторые чёрточки и моменты напоминают об их реальной истории. Она вспоминает молодость, свою первую любовь... и задумывается, к чему она пришла в своей жизни.
Несмотря на небольшой режиссёрский опыт и далёкую от кино основную профессию, Форд показал себя отличным постановщиком: у него есть вкус, умение работать с актёрами, внимание к деталям, и, главное, чёткое понимание, что он хочет получить в итоге, целостное видение результата. На этот раз Том взялся за экранизацию сложного литературного материала — романа Остина Райта «Тони и Сьюзен» (1993). Сюжетная линия расслаивается на 3 истории: первая — настоящее Сьюзан, вторая — её воспоминания 20-летней давности, третья — содержание книги «Под покровом ночи». С одной стороны, это очень разные части и по содержанию, по оформлению, стилю «исполнения» и даже манере съёмки. И тем не менее, все они перекликаются, соединяются за счёт маленьких (не всегда заметных с первого взгляда) деталей, намёков, символов. Чтобы полностью разгадать этот ребус, фильм, вероятно, придётся пересматривать.
Сьюзан раскрывается перед зрителем постепенно, слой за слоем скидывая наросшие за годы «слои масок социальной мимикрии». Катализатором становится роман бывшего мужа, который поражает женщину в самое сердце, заставляя заглянуть в свои воспоминания, в глубь своей души, а также наконец-то заставить себя осознать то, что она долгие годы запихивала в подсознание, вывести на свет себя настоящую. Выбор актрисы обусловлен не только симпатией Форда к рыжеволосым женщинам, но и высоким профессионализмом актрисы, которой, во-первых, приходится много играть без слов — мимикой, жестами, взглядом, а, во-вторых, изображать героиню 20-летней девушкой и 40-летней женщиной, — что очень непросто в рамках одной картины.
Мы видим Сьюзан сегодняшнюю — холодную сдержанную даму, которая скрывается, словно за бронёй, за тяжёлыми стильными нарядами и ярким макияжем. Она «построила» себя и свою успешную жизнь, удачно вышла замуж, вырастила дочь, стала модной художницей и даже управляет своей галереей. Почему же внутри пустота? Почему она мучается бессонницей ночью и проводит дни в оцепенении? Холодный разум говорит, что жаловаться не на что. А память, тем временем, подсовывает душе ответы.
Когда-то эта шикарная светская львица была юной и восторженной. Когда-то она бунтовала против заветов буржуазных циничных родителей, хотела творить и по-настоящему любила. Ради бедного провинциала с писательскими амбициями Эдварда Шеффилда (Джилленхол) Сьюзан бросила свою устроенную жизнь и, словно жена декабриста, решила разделить с ним жизнь, наивно полагая, что любовь преодолеет всё. Увы, тепличная девочка не прижилась в суровой техасской пустыне, не смогла дождаться, не стала музой своему «мастеру», сбежав под крылышко богатого Хаттона.
В этой истории так много простора для сослагательного наклонения, но нет уверенности ни в одном «бы»: стал бы Эдвард настоящим писателем, не разбей Сьюзан его сердце? Была бы она счастлива, оставшись с ним? Тем не менее, книга «Под покровом ночи» — детище настоящего творца, созданное из боли той потери. На первый взгляд, сюжет книги имеет мало общего с реалиями жизни героев. Перед нами разворачивается история простого парня Тони Хастингсом (его тоже играет Джилленхол), который едет вместе с семьёй на машине по трассе сквозь Южный Техас. Ночью их подрезает шайка преступников во главе с вероломным Реем (Аарон Тейлор-Джонсон). Эти простые деревенские парни обладают острым — буквально звериным — чутьём на человеческие слабости, мастерски манипулируют и пудрят мозги. Жену (Айла Фишер) и дочь (Элли Бамбер) Тони увозят в ночь. Больше он не увидит их живыми.
Самое ужасное, что у преступников есть возможность избежать наказания благодаря лазейкам в законе. Понимая это, местный шериф Бобби Андес (Майкл Шеннон), классический герой без страха и упрёка, предлагает безутешному Тони не полагаться на правосудие, а поступить по совести. Потому что обоим нечего терять.
Этот жуткий сюжет о борьбе с бесчинством и жестокостью, пожалуй, вызывает самую сильную эмоциональную реакцию: невозможно без содрагания смотреть, как мерзкая, липкая и бессмысленная в своей жестокости сила разрушает мирную и счастливую жизнь «маленького человека». В этой, казалось бы далёко не биографической истории мы угадываем хорошо замаскированные чувства писателя Эдварда. Свою боль от потери любимой он изливает в романе и отправляет ей. Зачем? Чего он хочет? Сможет ли это перевернуть жизни его и Сьюзан? И можно ли вообще что-то сделать. Тщательно сплетая свою историю, в финале Форд резко и чётко, словно профессиональный портной, обрезает нить рассказа, оставляя зрителю открытый финал и почву для размышлений.
Картина поражает как визуальным исполнением, так и содержанием, держа в напряжении почти 2 часа, а главное — не берётся делать за зрителя выводы и подводить итоги. Именно поэтому для каждого финал будет иметь свой собственный смысл, свою разгадку. Картина уже заслужила положительные оценки критиков, завоевала Особый приз жюри Венецианского кинофестиваля (2016) и, вероятно, появится на «Оскаре».
720" height="405"