Талантливому и сговорчивому журналисту делают предложение, от которого он не может отказаться. Бывшему премьер-министру Великобритании Адаму Лэнгу, работающему над мемуарами, необходим «призрак пера». Человек, облекающий отрывочные и нескладные воспоминания чиновника в литературную форму. Однако очень быстро нехитрая работенка начинает обрастать малоприятными деталями. Лэнг оказывается в центре политического скандала, а предшественник-коллега «призрака» найден мертвым. Начав собственное расследование, журналист понимает: он стал невольным участником событий, от которых стоило держаться подальше…
«Мы – шотландцы и гордимся этим». «Я всегда считал, что у королевы – отличное чувство юмора». «Мы – оптимисты и смотрим в будущее с надеждой» - у автобиографии Адама Лэнга были бы хорошие шансы на конкурсе «Самая скучная книга в истории человечества». Писатель никак не мог взять в толк, почему рукопись охраняют, словно ядерную кнопку.
Наивный, совершенно не интересующийся политикой, но весьма талантливый литературный «негр» (Юэн Макгрегор) начинает работать над мемуарами бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга (Пирс Броснан), несколько напоминающего Тони Блэра. Его почти не смущает то обстоятельство, что его предшественник, почти полностью написавший книгу, был найден мертвым при таинственных обстоятельствах. В процессе переработки текста наш «Призрак» сталкивается со многими загадками и интригами и ведет себя сообразно своей наивности, пытаясь их раскрыть. Политический мир, полный мерзостей и грязных игр, шантажа и преступлений против человечности, открывается «Призраку» и не настолько наивным зрителям.
После вычурной драматичности «Пианиста» и мрачной тяжеловесности диккенсовского «Оливера Твиста» Полански, похоже, вернулся к излюбленным темам и приемам, не раз опробованным на практике («Китайский квартал», «Жилец», «Неукротимый»). Мир его «Призрака» – это смесь почти кафкианского абсурда и хичкоковского саспенса. То, что циникам живется в этом мире куда вольготней романтиков и идеалистов, стало известно не вчера. Но Полански, безусловно соглашаясь с этой грустной правдой жизни, идет чуть-чуть дальше, доводя сие наблюдение до логического завершения: цинизм не панацея и не способ наживы, а всего лишь защита от окружающей действительности, на поверку оказавшейся куда более опасным врагом, чем могло показаться вначале.
Впрочем, никакие догадки не объяснят, как он это делает. Как политический триллер в его исполнении вдруг начинает дышать соленым, влажным, почти лавкрафтовским ужасом? Как при всей затасканности здешних пугал (терроризм, политики, ЦРУ), Полански удается все время прятать за серой завесой дождя нечто, выглядящее по-настоящему таинственным и зловещим? Как ему удается нагнать такого саспенса на ровном месте?
Второе имя, способное привлечь зрителя в кинотеатры, - Роберт Харрис, автор таких бестселлеров, как «Фатерланд» (экранизирован в 1994 году), «Энигма» (экранизирован в 2001 году). Он смастерил крепкий, но элегантный триллер в стиле Хичкока, но с некоторым налетом психоделии (за это отвечают пустынное побережье, дождь и странные персонажи, попадающиеся на каждом шагу), напряжение которого постепенно нарастает, а сюжет развивается непредсказуемым образом.
Очевиден в «Призраке» и политический аспект, дающий представление о взгляде режиссера на закулисье в высших эшелонах власти. Но это уже скорее детали, милые частности, приятная, но необязательная добавка к основному блюду. В конце концов, Роман Полански слишком умен и отнюдь не молод, чтобы заблуждаться на счет мотиваций и реакций публичных политиков. Важно, что в этом авторском выпаде нет и тени стариковского ворчания, а есть молодецкий задор и сверхпрофессиональный подход к делу. И если жанр политического триллера ещё жив и кому-то нужен, то «Призрак» Полански лучшее тому подтверждение.