Новинка этого уикенда — приквел успешного прошлогоднего хоррора «Заклятие». И снова упор делается на реальные факты, которые легли в основу истории. Откуда взялась зловещая кукла и чем промышляла до событий 1971 года? Посмотрите — узнаете.
Всё решают кадры
Картина «Заклятие» режиссёра Джеймса Вана — история о семье, попавшей в лапы таинственного призрака — была весьма тепло принята критиками и собрала приличную кассу. Это уже повод снять ещё одну часть. Но, если продолжать нечего, то почему бы не приступить с другого «края»? По удачному стечению обстоятельств, документальных фактов хватило на ещё один фильм.
Скрипт под названием «Проклятие Аннабель» (Annabelle) написал начинающий сценарист Гари Доберман. На режиссёрском кресле оказался экс-оператор Джон Р. Леонетти. Причём, снимал он, в основном, фильмы ужасов — так что представления о жанре имел, но вот о своих новых функциях — не совсем. Подобные кадровые решения не могли не сказаться на конечном результате: Леонетти знает, как сделать построить кадр, распределить всевозможные неожиданные моменты, создать устрашающую атмосферу. Но искусство держать в своих руках весь процесс ещё не полностью освоил. Доберману же не помешало бы лучше следить за целостностью и логичностью повествования.
Если в начале пьесы на стене висит ружье...
«Косяки» начинают вылезать далеко не сразу: первая половина фильма довольно-таки удачна. На дворе август 1969-го: идилличная «двухэтажная» Америка с чистыми улицами, аккуратными зданиями, садиками, дорогами... Привычная для нас агрессивность ещё не стала нормой: многие даже не запирают двери, уходя из дома.
Супруги Миа (Аннабелль Уоллис) и Джон (Уорд Хортон) ожидают скорого прибавления, а потому заняты приятными хлопотами: подготовкой комнаты и вещей для малыша. На радостях муж дарит Мии редкую коллекционную куклу в белом платье. Да-да, ту самую вредоносную игрушку, которая пока что безобидна. (Кстати, её прототип — «Тряпичная Энни» — сейчас благополучно восседает в Музее Оккультизма Уорренов.)
Вечером семья смотрит репортаж о зверском убийстве Шэрон Тейт, беременной жены кинорежиссера Романа Полански. Кровавую расправу учинили сектанты — «семья» маньяка-убийцы Чарльза Мэнсона. Джон, врач по профессии, выключает телевизор: негоже беременной жене волноваться.
«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», — писал Чехов. Наш сценарист повесил парочку. Ночью, словно подтверждая чудеса визуализации, в дом героев врываются психопаты-убийцы. Полиция успевает пристрелить нападавших: юная сектантка по имени Аннабель умирает со злополучной куклой на руках. Та-дааа! Рождается «именное» проклятие.
Как кукла играла людьми
Если возникновение зла описано обстоятельно, то дальше, по мере приближения развязки, сюжет начинает «провисать». Хотя, казалось бы, сценарий написан как по учебнику: сначала тёмная сущность пакостит по мелочи — скрипы, шорохи, подозрительный топот. Затем входит во вкус и буквально выживает семью из дома.
Единственный нетипичный момент: Миа быстро просекает, где источник потусторонней активности. И просит мужа избавиться от куклы. От такого «озарения» зритель, привыкший к долгим поискам истины, немного обалдевает. Выкинуть? В середине фильма? И всё? Не волнуйтесь.
Страшная игрушка не собирается проводить остаток экранного времени в мусорном баке, да и оскорбление людишкам не спустит. Доканывать теперь уже молодую маму — весёлое занятие: можно шантажировать её жизнью дочки, мммм... Страсти накаляются, Миа постепенно приходит к выводу, что виной происходящему оккультные ритуалы, в которых участвовали почившие сектанты... А снова выкинуть куклу уже не выходит.
Если домохозяйка конца 60-х дилетант в сатанизме — это можно понять. Но и режиссёр, оказывается, не слишком понимает, как объяснить природу зла в своём творении. Мы регулярно видим то классический девичий дух в белом саване, то какое-то демоническое существо с рогами и когтистыми лапами. Леонетти на пару с Гари Доберманом стоило бы лучше штудировать матчасть.
Из-за нестыковок ужастик готов превратиться в комедию: вот напуганная Миа захлопывает дверь квартиры перед носом демона… Минуточку, а не там ли сидит проклятая кукла? Для полноты картины ей стоило бы спрятаться под одеялом: известный метод против барабашек.
Концовка фильма получается не слишком кровавой и условно счастливой. С намёком на то, что кукла, естественно, продолжит свои тёмные делишки.
Кто все эти люди?
Не только сюжет картины прихрамывает, но и герои бледноваты. Чаще всего в кадре появляется Аннабелль Уоллис (Миа) — девушка красивая, чем-то похожая на упомянутую выше Тейт. Играет более-менее, но как-то не тянет на запуганную чертовщиной женщину: всегда одета аккуратно и стильно, с укладкой, при макияже-маникюре… Слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Муж, Уорд Хортон, появляется перед камерой редко и почти никакого деятельного участия, кроме советов обратиться к психиатру, не принимает. Очень сомнительно, что единственной подругой главной героини стала чернокожая владелица книжного Эвелин (Элфри Вудард). Это во времена-то сегрегации! Периодически на экране появляется священник (Тони Амендола), который читает лубочные проповеди и вяло пытается помочь семье, не догадавшись даже освятить квартиру. Редкие встречи с детективом (Эрик Ладин) для разъяснения обстоятельств нападения и вовсе можно выкинуть.
Вердикт
Неплохо стартовавшая картина ближе к концу становится сумбурной и, потому, не слишком пугающей. Герои, кроме Мии, бледноваты и плохо прописаны, а уж объяснения природы «кукольного зла» — и вовсе «тёмный лес». Но начало-то хорошее! Будто первую часть сценария придумывали спокойно и без спешки, а потом уже дописывали на коленке.
Зато «Проклятие» не лишено чисто эстетических «бонусов»: качественная картинка, хорошая работа дизайнеров и костюмеров... Сцена в подвале и вовсе достойна похвалы. На один раз сгодится. А если вы ещё не знакомы «Заклятием», то стоит посмотреть — для «исторической» справки.
В кино с 25 сентября
Режиссёр — Джон Р. Леонетти
В главных ролях: Аннабелль Уоллис, Уорд Хортон, Элфри Вудард, Тони Амендола, Эрик Ладин, Керри О’Мэлли, Брайан Хау, Ивар Броггер, Джофф Уэнер, Гэбриел Бейтман