Современный Голливуд в последнее время убежден, что зрелищность боевика измеряется в количестве взрывов, размере врагов рода людского и слезливой пафосности героя. Подобное мышление находят свое отражение в других жанрах, что в итоге приводит к всесторонней шаблонности.
Рейд 2
Жанр: Криминальный боевик, боевые искусства
Режиссер: Гарет Эванс
Страна: Индонезия
Актеры: Ико Ювайс, Яян Рухьян, Сесеп Ариф Рахман, Джули Эстелль
Премьера (мир): 21 января 2014
Премьера (РФ): 27 марта 2014
На общем фоне «Неудержимые», это воплощение насилия и тестостерона, выглядят архаизмом в лучшем смысле этого слова. Никакой ерунду вроде спасения мира, только много пушек, безостановочный драйв и осознано слабый сюжет. Ну кто будет искать философский подтекст в фильме с Лундгреном и Джетом Ли?
Тем не менее, кинематографисты не связанные с Фабрикой Грез, наращивают темпы выпуска своих картин. Очень качественных картин, что не мало важно. Вышедший в 2011 индонезийский фильм «Рейд» произвел настоящий фурор среди любителей боевиков. Жестокий и правдоподобный боевик с умопомрачительной хореографией боев. Тут вам и лучший бой на ножах за последние несколько лет и противостояние безоружного спецназовца против отморозков с мачете. Ценители сравнивали Ико Ювайса, исполнителя роли Рамы, с небезызвестным Тони Джаа. Последний прославился трилогией «Онг Бак» про мастера муай-тай Тианга и фильмом «Честь дракона». К чести обоих актеров, они в совершенстве владеют своими школами боя. К слову, Ико Ювайс в свое время был чемпионом Индонезии по пенчак силату, традиционному единоборству, активно задействованному в фильмах с Ювайсом. После успеха оригинала, режиссер Гарет Эванс задался целью снять продолжение, хотя история Serbuan maut (Рейд) была логически завершена. Тем не менее, решение о съемках встретило бурю восторга. Фанаты жаждали еще больше крови и роскошных драк. И они их получили.
Сюжет не отличается оригинальностью, но обилие черного юмора сглаживает возможный негатив от банальности. История, вернее мотивация героев, стала самым слабым местом в картине. Если в первой части герой Ювайса пытался выжить, то здесь он внедряется по заказу тайной полиции в крупный синдикат с целью раскрытия коррумпированных чиновников полиции. А для того, чтобы туда попасть ему пришлось сесть в тюрьму, где прозябал все это время сын главы организации. Нюанс в том, что после событий «Рейда», Рама решил распрощаться со своей работой и не хотел соглашаться на щедрое предложение главы тайного отдела. Но убийство брата сподвигло его согласие участия в операции. С момента попадания в тюрьму и до первой встречи с убийцей (ближе к конце фильма), Рама вспоминает о мести и собственной семье лишь пару раз. Связано это с его железной волей или косяком сценариста не понятно.
По сравнению с первой частью география действа расширилась, что, к счастью, не уменьшило динамики происходящего. В «Рейде» была одна локация, пусть и весьма обширная, а во второй части герои посетят множества таких живописных мест, как кабинка тюремного туалета или вагон метро. То, где находятся герои во многом определяет стиль потенциальной схватки. Например, туалет не дает места для большого количества приемов, но зато позволяет крушить черепа гопников по очереди. Навались толпа в 15 человек на Раму в чистом поле, исход был бы другим, как и используемые приемы.
Не смотря на низкий по сравнению с Голливудом бюджет, саспенс и постановка в разы превосходят все то, что сейчас предлагают американские режиссеры. «Автоматы эффективней кулаков», скажите вы и будете по-своему правы. Но как тонко заметили в оригинальной картине «Пистолет лишает тебя удовольствия достижения цели». Эванс решил привнести большей драматичности в сюжет, постепенно увеличивая напряжение от происходящего. Вот сцена казни брата Рамы под аккомпанемент философствующего криминального авторитета. Тут она резко сменяется диалогом главного героя со своей женой о безвыходности ситуации и его долге. Скачущее поначалу повествование и скоростной калейдоскоп героев могут ввести в заблуждение зрителя не знакомого с оригиналом. Но вскоре хаотичность сменяется последовательностью и приходит осознание, что смотришь крутейший боевик этого года.
Такого количества орудий убийства в одном фильме не видели давно. Молотки, бейсбольные биты, керамбиты, канцелярские ножи, мачете и многое другое. Пока оружейные маньяки радостно точат свои парадные тесаки, обычный зритель понимает, что плеяда голливудских экшенов, что он просмотрел за последний год, стерильна, как пол больницы. Никаких крупных планов, но литры клюквенного соуса. Режиссеры, вроде Гарета Эванса, не испорчены политкорректностью и слабостью своих американских коллег. Чем больше шокирующих подробностей, тем лучше. Но не стоит думать, что это треш. Нет, сие породистый фильм о боевых искусствах.
Боевая хореография претерпела изменения. Реальностичность боев немного потеснила театральность и постановка. Получилось двояка. В первом «Рейде» Рама не дрался, а выживал. Никаких сюсюканий с врагом. Максимально быстрое убийство, ведь он один, а желающих отрезать ему голову много. Итогом данного подхода стала скоротечность и разумная жесткость боев. Вместо эффектного полосования ножом – торчащая из груди рукоять и пробитое сердце. Вторая часть волей режиссера сменила курс в обратную сторону. Несколько раз за фильм были видны ляпы, возникающие при театральности драк. Статисты ожидали своей очереди помереть, пока их коллег старательно вырезали. Но в целом на динамичность это повлияло не сильно.
Разнообразие боевых сцен не даст заскучать даже самому взыскательному зрителю. Тут вам и кровавое побоище в грязи в тюремном дворе. Сцена, где человеку голыми руками разрывают челюсть незатейливо проста, но вызывает больше эмоций, чем все части «Пилы» вместе взятые. А резня в клубе, где великолепный Яян Рухьян показывает свое мастерство. Этот актер уже засветился в первой части в качестве одного из главных противников Рамы. Здесь же у него эпизодическая роль, но без него фильм бы был не полон. Также не стоит забывать о Сесепе Арифе Рахмане. Его безжалостная драка с Рамой одна из лучших в «Рейд 2», особенно в эпизодах с использованием парных керамбитов.
Гарет Эвансу удалось снять отличное продолжение оригинального «Рейда». Пусть в угоду красочности принесли в жертву суровый реализм боев, хуже они от этого не стали. Наоборот, постановка драк на данный момент одна из лучших в этом году. Да и где еще вы увидите убийство бейсбольным мечом? Роскошный и очень-очень жестокий боевик с презрением смотрящий на немощные недофильмы от голливудских любителей взрывов и бывших стриптизеров спасающих президента США.
Автор: Ян Трифонов