После гибели Ричарда Львиное Сердце (Дэнни Хьюстон) на поле брани лучник его Величества Робин Лонгстрайд (Рассел Кроу) сотоварищи решают уйти в леса, зажив простой размеренной жизнью. Реализация задуманного оборачивается рядом трагических и одновременно курьезных событий, в результате которых простолюдин Лонгстрайд выдает себя за сэра Локсли, владельца земель в Ноттингеме. Чему безумно рад его «отец» – сэр Уолтер Локсли (Макс фон Зюдов), но обеспокоена «супруга» – Мэрион (Кейт Бланшетт). Тем временем, английской короне угрожают французы, готовящие вторжение и захват трона. Робин Лонгстрайд-Локсли постарается помочь вступившему в полномочия королю Иоанну.
Приличная свистопляска, связанная с бесконечным переписыванием оригинального сценария Итана Рейффа и Сайруса Вориса, менявшая не только жанр, но и название ленты, изначально внушала здоровую долю пессимизма. Участие в проекте заслуженного, но окончательно ушедшего в чистое ремесло Ридли Скотта вызывало интерес, но, очевидным образом, не гарантировало результата. Отрадно, что подключившийся к процессу оскароносец Брайан Хелгеланд не дал оправдаться грустным прогнозам и заниженным ожиданиям, а довел, отданное на доработку хозяйство, до вполне приемлемой формы.
К счастью, пресловутому шерифу написали всего лишь несколько реплик, да и в кадре он появляется крайне редко, поскольку нехороших людей в Англии XII века, как оказалось, и без него пруд пруди. Беспечный самодур Иоанн Безземельный, быдловатые сборщики податей и целый легион французов, наступающих на королевство с подачи бритоголового царского придворного Годфри — все они пытаются ужиться в сыром, перманентно разваливающемся на части, в конце концов, наспех написанном сюжетном пространстве, где авторы фильма устраивают довольно безыскусный панегирик безумству храбрых, от которого сегодняшний зритель в Каннах может залиться в протяжном «соловьином свисте».
Скотт-старший подошел к поставленной перед ним задаче не только с холодным умом, но, думается, и холодным сердцем, что в данном конкретном случае отнюдь не минус, а скорее плюс. Похоже, Ридли и впрямь надоело играть в видавшего виды киноветерана, пытающегося продемонстрировать молодому поколению наличие пороха в соответствующих местах. В «Робин Гуде» он максимально честен, прежде всего, по отношению к самому себе. Он не плетет витиеватых узоров, более того – отказывается от ряда фирменных, но порядком поднадоевших за последние годы приемов. Вместо этого 73-летний режиссер плотно, внятно и ясно (иногда с уместным юмором и вполне миролюбивыми шутками) ведет свой 140-минутный сказ о зарождении и появлении легендарного героя. Ведет мастеровито, спокойно, размеренно, со знающим толк в ремесле видом. Подобный подход не только обезоруживает по части возможной критики (впрочем, несколько вопросов к режиссеру всё равно возникают), но и подкупает отсутствием пафоса и ложных глубин.
Что бы там не говорили, а «Робин Гуд» при всех своих очевидных просчетах — это без пяти минут «хартия», предписывающая многим молодым режиссерам, как нужно делать сугубо ремесленнический летний блокбастер. Сценарные глупости здесь легко конвертируются в непринужденные шутки юмора (спишем их на старомодный подход постановщика к непритязательной легенде); абсолютная режиссерская предсказуемость (вплоть до траектории полета каждой выпущенной стрелы) — в верность традициям; отсутствие модного 3D — в неожиданный триумф здравого смысла. И да, Ридли Скотт нещадно повторяется, постепенно превращаясь в пародию на самого себя, но при этом его ни разу нельзя обвинить в избыточности или пренебрежении собственными профессиональными качествами.
Друзья, это красивый, неглупый и интересный фильм. В нем почти все хорошо: море голубо, трава зелена, молодой король недальновиден, его невеста чудо как хороша собой; при этом враги коварны, герои бесстрашны, Марион решительна, а Робин прост и прям, как линейка.