Рецензия: Робот по имени Чаппи. Всем добра!

Искусственный интеллект частенько рисуют эдакой враждебной силой, которая стремится уничтожить людей. В новой картине Нила Бломкампа разумный робот оказывается, порой, даже человечнее своих создателей.

После фильма «Элизиум: Рай не на Земле» южноафриканец Бломкамп решил вернуться к своему «фирменному» стилю аля «Район№9» (здравствуйте, родные трущобы Кейптауна) и опять покопаться в социальных проблемах современного общества, вставить свои «пять копеек» в бесконечные прения об искусственном интеллекте и техническом прогрессе, а также поразмышлять о высоком— Боге, душе, разуме.

Сюжет

Недалёкое будущее, порядок на неспокойных улицах Кейптауна охраняют роботы-полицеские «Скауты», изобретённые молодым гением Деоном Уилсоном (Дев Патель). Многочисленная преступность кусает локти (теперь-то особо не разгуляешься!), а могущественная корпорация под предводительством амбициозной бизнес-вумен Мишель Брэдли (Сигурни Уивер) только и успевает подсчитывать барыши.

Однако Деон мечтает не просто выполнять свою рутинную работу, но и совершить научный прорыв. Бессонными ночами он трудится над созданием искусственного интеллекта. Но, когда его детище наконец готово, Мишель запрещает испытание программы на роботе. Не удержавшись, парень втихую «заимствует» списанного «Скаута».

Увы, коро становится ясно: такая «самоволка» грозит обернуться настоящей катастрофой, ведь по воле безумной случайности Деон вместе с роботом попадает в плен к бандитам, которые хотят использовать перепрограмированного «Скаута» в своих целях. Да и главный соперник Деона на профессиональном поприще, инженер Винсент Мур (Хью Джекман), только и ждёт провала коллеги, чтобы продвинуть своё изобретение— монструозного робота под названием «Лось».

Профессионалы, дилетанты и Шарлто Копли

Нил Бломкамп умудрился собрать на одной площадке звёзд первой величины— Сигурни Уивер и Хью Джекмана, молодую и перспективную звезду Дева Пателя и (совершенно неожиданно) музыкантов из южноафриканской группы DieAntwoord. Члены коллектива— Йоланди Фиссер и Ниндзя,— фактически, сыграли самих себя, поэтому довольно органично смотрелись в кадре. К тому же свежие и нетривиальные персонажи— отличная находка.

Как это ни странно, и маститых лицедеев, и неофитов обыграл, собственно, робот Чаппи, созданный аниматорами и любимчиком режиссёра Шарлто Копли («Район№9», «Команда«А»). Актёр в сером костюме подарил главному герою движения, а компьютерные графики дорисовали остальное.

Железное дитя

«Чаппи»— по сути, настоящий семейный сайфай, несмотря на обилие жестокости и чернухи в кадре. (На сеанс можно зритлеям старше16-ти.) Главный герой «рождается» гораздо более одарённым и перспективным, нежели любой человек: крепкая титановая броня и стремительно развивающийся электронный мозг дают ему фору по сравнению с любым homosapiens. Он мог стать настоящим научным чудом, долгожданным прорывом, если бы появился в благодатных лабораторных условиях, а не втихаря на заброшенном заводе. У новорождённого Чаппи непоправимо сломаны батареи, вместо дома— трущобы, в качестве «родителей»— бандиты, а познание окружающего мира начинается с самой неприглядной стороны.

Юный робот ведёт себя совсем как ребёнок, хотя и развивается во много раз быстрее. Деон пытается научить Чаппи «доброму и вечному», привить ему мораль и нравственность, подтолкнуть к творчеству. Гангстер Ниндзя в противовес нравоучениям «создателя» хитростью заставляет разумную машину помогать ему на преступном поприще. И только подруга Ниндзи Йоланди проникается симпатией к роботу и начинает заботиться о нём, как о своём ребёнке, и дарит ему самое важное— свою любовь.

Чудо подпольного творения

Каким в итоге сформируется искусственный интеллект в таких условиях? Мир многолик и противоречив,— Чаппи мечется, не понимая, что ему делать, кому верить, как реагировать на происходящее. Он идёт путём проб и ошибок, познает доброту и жестокость, ненависть и любовь, теряет иллюзии и обретает надежду. История робота перекликается с историей всего человечества. Мы, как и Чаппи, заперты в неизбежно смертных телах, заброшены в жестокую реальность, где постоянно должны выбирать между добром и злом, правильным и выгодным, удобным и справедливым.

Описывая историю своего удивительного героя, Бломкамп успевает порассуждать о Боге и техническом прогрессе. Доросли ли мы до роли творцов? Наивный идеалист Деон готов дать своему созданию свободу, искренне веря, что оно обязательно выберет правильный путь и проявит лучшие качества. Соперник молодого учёного Винсент Мур (наконец-то Хью Джекман в роли отрицательного персонажа!), человек глубоко верующий, возмущён попыткой коллеги покуситься на святое: по его мнению, создание разума и души— обязанности Всевышнего и никого кроме. Именно поэтому его разработка — «Лось», — , которую он пытается продвинуть, в отличие от тех же «Скаутов», не имеет никакой автономности и полностью управляется человеком. В своём научном и религиозном фанатизме Мур готов пойти на что угодно, даже если его поступки расходятся с заветами Господа.

Мишель Брэдли, третья— власть имущая— сторона, которая могла бы с самого начала не допустить эскалации проблем, связанных с появлением Чаппи, к сожалению, не способна оценить важность изобретения, проникнуться ценностью этого технического чуда. Главное для неё— не допустить финансовых потерь и поскорее избавиться от «неудобного» механизма.

Вердикт

Как в итоге воспринимать «Робота по имени Чаппи»? С одной стороны, здесь многовато откровенно вторичных моментов, которые перекликаются с массой фильмов-предшественников. Бломкамп замахивается на философские глубины, но в итоге проскальзывает по верхам. Сама стилистика картины, во многом схожая с нашумевшим «Районом №9», тоже теряет былую свежесть и оригинальность. Прославленной Сигурни Уивер в кадре убийственно мало, ужимки Джекмана, по большей части, достойны злодея из детской сказки, Патель немного переигрывает, а музыкантам в главных ролях не всегда хватает актёрских навыков. Бодрая и нетривиальная в начале, к финалу картина стремительно теряет здравый смысл в угоду желанию режиссёра устроить тотальный хэппи-энд, когда сама логика повествования требует драмы.

При всех объективных недостатках непобедимое обаяние Чаппи в гениальном исполнении Шарлто Копли способно умилостивить самого дотошного критика-рационалиста. Наверное, стоит воспринимать картину как добрую, потрясающе милую и не лишённую юмора и морали сказку, а потому— закрывать глаза на некоторые «косяки». Катарсис, конечно, полезен для развития, но почему бы хоть раз не «отсыпать» всем добра?

Оценка: 7 из 10

Трейлер

750" height="422"

• В кино с 5 марта

• Режиссёр— Нил Бломкамп

• В главных ролях: Шарлто Копли, Дев Патель, Ниндзя, Йоланди Фиссер, Хосе Пабло Кантильо, Хью Джекман, Сигурни Уивер, Брэндон Оре, Джонни Селема, Андерсон Купер

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor