Рецензия: «Страховщик» (Autómata) — по образу и подобию

«Главный герой фильма— страховой агент компании по изготовлению роботов ЖакВокан, который обнаруживает, что изобретаемые роботы создаются не для эксплуатации, а для истребления»,— бодро переврал содержание картины официальный синопсис. Очём насамом деле пресловутый «Страховщик»— сейчас расскажем.


С лёгкой руки невнимательных копирайтеров можно подумать, будто испано-болграская лента Autómata— это европейская перепевка «Терминатора». На деле мы получаем совершенно иной сюжет, где нет места открытому противостоянию человечества и роботов, да и назвать искусственный интеллект злодейским язык не поворачивается. Гораздо больший страх внушают сами люди.

Продюсерский проект Антонио Бандераса, в котором он же исполнил главную роль, не претендует на отчаянную оригинальность. Но сделан «Страховщик» добротно, а характерный лоск голливудской «блокбастерности» с лихвой заменяет вдумчивость и атмосферность.

Будущее: роботы, люди, безысходность

Недалёкое будущее— 2043год— по версии испанского режиссёра Габе Ибаньеса нельзя назвать светлым: солнечная радиация и кислотные дожди превратили большую часть Земли в выжженную пустыню, а население измученной планеты сократилось до 20-тиснебольшиммиллионов, которые теперь ютятся в закрытых городах. Короче, классический постапокалипсис.

Малочисленное, но гордое человечество хочет жить с комфортом и не желает лишний раз вылезать из спасительных укрытий, да и вообще— напрягаться. Приятнее праздно ныть на тему «раньше-было-лучше». Поэтому всю работу выполняют антропоморфные роботы корпорации «Рок». Надёжность механизмов обеспечивают 2Протокола безопасности: 1.машина не может причинять вред живому существу; 2.машина не может изменять себя самостоятельно. По-хорошему, никто не вправе влезать в нутро роботов, кроме производителя. (Иначе разориться можно.)

Маленький человек и большие надежды

Главный герой, ЖакВокан(Бандерас) может считать себя счастливчиком. Среди тотальной стагнации, нищеты и безработицы он устроился на «тёплой» должности страховщика корпорации «Рок»— самой могущественной структуры на планете. Есть квартира, деньги, соцпакет, а в скором времени у них с с женой Рэйчел(Биргитта Йорт Сёренсен) родится дочка. О чём ещё можно мечтать? А Жаку неймётся... Он отчаянно хочет уехать из тоскливого города к океану.

Шанс на перевод есть, если Жак разберётся в одном запутанном деле. Обдолбанный в хлам полицейский(Дилан МакДермотт) якобы видел, как робот сам себя чинил, а потому бдительный страж порядка снёс ему отгреха голову. Нонсенс? Но механизм кто-то действительно виртуозно улучшил. Мог ли он нарушить Второй Протокол? Или это дело рук преступника из плоти и крови?

Подозрительный страховой случай запускает цепочку событий, которые навсегда изменят жизнь семьи Вокан, а заодно и всего мира. Друзья станут врагами, люди покажут своё нечеловеческое лицо, а якобы бездушные машины на поверку окажутся разумнее и добрее людей.

По образу и подобию

Философская притча, упакованная в фантастическую оболочку, явно отсылает зрителя к библейскому мифу о сотворении человека. Только теперь уже люди пытаются играть в богов, создавая машины по своему образу и подобию: 2 руки, 2 ноги, голова, способность разговаривать... Одно они не осмеливаются позволить своим детищам— самосознание. У электронного разума есть все шансы быстро превзойти биологический. В случае, если машина сломает Протоколы, она за несколько дней доберётся до уровня человека. А потом, конечно, превзойдёт его.

Зачем миллионам роботов несовершенные люди, хрупкие, ограниченные, подверженные низким страстям и порокам? Руководство корпорации «Рок», естественно, судит по себе. Жестокие и беспринципные дельцы начинают охоту за чудом разумной рукотворной жизни— чтобы уничтожить. Ратуя якобы за безопасность всего человечества, дельцы спокойно убивают отдельных его представителей, не брезгуя женщинами и детьми. И опять аллюзии на ВетхийЗавет: спасаясь от преследования хозяев, рабы-роботы во главе с Клео (Мелани Гриффит) и ЖакВокан, вынужденный присоединиться к ним, бредут через радиоактивную пустыню к некой «земле обетованной».

Философский экшн

Картина «Страховщик» многочисленных философских референсов не закапывается в неторопливых размышлениях,— здесь есть место экшену, стрельбе и погоням. Уйдёт ли Жак от преследователей? Что будет с его женой и дочерью? Что ждёт роботов? Ответы на эти вопросы не слишком очевидны, что подогревает интригу, а глубокомысленный открытый финал оставит простор для фантазии.

Картина Ибаньеса при весьма скромным для фантастического фильма бюджете ($35000000) создаёт самобытный и удивительно правдоподобный образ будущего. Здесь нет особых футуристических изысков и небывалых технологий. Скорее, картина поражает неприглядной реалистичностью: выжженные пустыни и свалки вокруг серых стен, жутковатое гетто, город, затянутый смогом, бетонные здания-коробки, среди которых по ночам сверкают гигантские рекламные голограммы, люди с измождёнными лицами, одетые в однотипные пластиковые дождевики. Увы, учитывая настоящее положение дел, в подобное верится легко. Неудивительно, что Жак не видит будущего для своей семьи в умирающем городе. Океан, к которому он так стремится,— символ жизни и надежды, печальный лейтмотив, который напоминает об утерянном мире прошлого.

Дети и детища

Роботы в «Страховщике» выглядят нарочито просто и похожи на современные экспериментальные разработки. Их лица— пластины с глазами-лампочками и условно намеченным ртом,— кажется, не могут выражать эмоции. Оболочка и содержание воспринимаются на контрасте. Больше всех напоминает человека Клео, разработанная для удовлетворения плотских утех. Её сходство с женщиной становится ярким символом: она, первая из обретших самосознание, будет «матерью» новой разумной небиологической жизни.

Фильм выносит неутешительный вердикт нашей цивилизации: сама планета, ставшая радиоактивным пеклом, стремится избавиться от людей, словно от болячки. «Страховщик» поражает своеобразной трактовкой будущего разумной жизни на Земле: вдруг наше место на Земле займут не дети, но рукотворные детища? Разве важно, из чего они сделаны, если у них есть душа? Такой итог, безнадёжный и обнадёживающий одновременно, становится пищей для размышлений.

Вердикт

Autómata получает заслуженные 7 из 10 за атмосферный сайфай, смысловую наполненность (в образах, символах и намёках рыться можно ещё долго) и нетривиальное раскрытие проблемы искусственного интеллекта. Кроме того, на игру Бандераса после серии комедийных ролей действительно приятно смотреть. Из минусов— фильм несколько затянут, а весьма годную идею явно можно было «дожать». Одно ясно: у начинающего режиссёра Габе Ибаньеса неплохие перспективы.


ТРЕЙЛЕР

800" height="450"


• В кино с 16 октября

• Режиссёр— Габе Ибаньес

• В главных ролях: Антонио Бандерас, Биргитта Йорт Сёренсен, Мелани Гриффит, Дилан МакДермотт, Роберт Форстер, Тим МакИннерни, Энди Найман, Дэвид Райалл, Эндрю Тирнан, Криста Кэмпбелл

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor