Тарзан, герой многочисленных романов Эдгара Райса Берроуза, считают чуть ли не самым узнаваемым литературным персонажем в мире. Несмотря на множество экранизаций, современная публика, чаще всего ассоциирует его с добродушным диснеевским вариантом. Однако Тарзан из нового фильма Дэвида Йэтса предстанет в совершенно ином свете.
Много лет назад человек, известный под именем Тарзан (Александр Скарсгард), покинул африканские джунгли, чтобы поселиться в своём родовом поместье вместе с молодой женой (Марго Робби) под именем Джон КлейтонIII. Теперь лорд Грейстока— безупречный, несколько отстранённый и сдержанный джентельмен, в котором сложно признать белокожего «призрака», воспитанного гориллами в дикой чаще.
Внезапно Джон получает приглашение бельгийского короля Леопольда отправиться в Конго, чтобы стать торговым эмиссаром от Парламента. Поначалу он отказывается, не желая ворошить прошлое, однако американец Джордж Уильямс(СэмюэлЛ.Джексон), подозревающий неладное в намерениях Леопольда, убеждает Лорда Клейтона отправиться с ним, чтобы, в случае чего, вместе вывести на чистую воду злодеев. Джейн, супруга Джона, вымаливает у мужа разрешение отправиться с ними в край, который считает своим настоящим домом.
В Конго действительно не всё гладко: правая рука короля Леопольда, капитан Леон Ром(Кристоф Вальц), затеял кровавую аферу с целью обогащения и мести, которая грозит рабством простым жителям страны. Когда захватить главную цель не удаётся, Ром берёт в плен Джейн. Теперь английский лорд должен вновь стать грозой джунглей, чтобы спасти возлюбленную и всех жителей Конго.
Современные киностудии, рачительно подсчитывая затраты и прибыли, чаще предпочитают сделать ставку на раскрученный сюжет. Благо, Тарзан — один из самых узнаваемых героев в западной культуре, да и его ближайший литературный «родственник» Маугли совсем недавно отметился в прокате с новой успешной экранизацией. Несмотря на всё это, есть в случае с Тарзаном определённый риск: этот герой, созданный на заре научной фантастики, не слишком уверенно чувствовал себя в кино,— из многочисленных экранизаций самым успешным стал мультипликационный фильм 1999-гогода. Вообще, прогресс сыграл злую шутку с книгами Берроуза, созданными на заре эры научной фантастики: многие описанные в них факты спустя сотню лет кажутся наивными и неправдоподобными даже простому школьнику. Поэтому прецедент с удачной адаптацией человека, выращенного дикими животными, мы вынуждены принимать как условность.
Из более 20-ти романов оригинального цикла Адам Козад и Крейг Брюэр создали новый сюжет, который отличается от самого растиражированного — о первой встрече Тарзана и Джейн. Это уже другая история — более серьёзная, мрачная и кровавая,— во многом потому, что отчасти основана на реальных событиях, а с вымышленными персонажами взаимодействуют исторические фигуры: бельгийский военный Леон Ром, реализовавший жестокую политику короля в отношении коренного населения Конго, а также американский историк и филантроп Джордж Вашингтон Уильямс, который засвидетельствовал эти бесчинства.
В фильме Йейтса Тарзан — уже не диковатый юноша, очарованный красивой девушкой, а взрослый мужчина— уже десять лет как Джон КлейтонIII, пятый граф Грейсток. Исполнитель главной роли Алекс Скарсгард неплохо справился с перевоплощением. Его герой прошёл суровую школу жизни в диких джунглях Конго, а затем— в каменных «лесах» Лондона, уяснив для себя, что человеческое коварство гораздо опаснее клыков и когтей. Пусть Джон сумел стать настоящим джентельменом, однако отстранённая манера держать себя, холодный взгляд, сдержанная мимика, угрожающе-спокойный голос, плавные движения, строгие костюмы, застёгнутые на все пуговицы— всё это выдаёт в нём человека, который вынужден прилагать огромные усилия, скрывая свою истинную сущность. Почему же он отвергает заманчивое предложение самого премьер-министра отправиться в Африку с дипломатической миссией, ведь на родине ему наверняка дышалось бы легче? Здесь-то у нас и закрадываются подозрения о том, что история переезда в Англию скрывает какую-то неприятную тайну.
Разгадка оказывается не самой очевидной: Тарзан идёт по следу возлюбленной и похищенных Ромом друзей, продираясь через джунгли в компании Уильямса. Сосредоточенный герой Скарсгарда постепенно скидывает с себя цивилизованность вместе с предметами гардероба, открывая свою дикую сущность и рельефный торс, не желая тратить драгоценное время на «трепологию». Лишь благодаря многочисленным флэшбекам мы можем заглянуть в душу Тарзана, узнаём о его детстве и юности, о родителях, об отношениях с обезьяньим племенем, о знакомстве с людьми и, конечно, с будущей женой.
Несмотря на то, что приключенческий фильм об Африке, по идее, должен быть ярким, красочным и жизнерадостным, на манер «Индианы Джонса», «Тарзан. Легенда» явно хочет быть оригинальным, делая крен в сторону мрачного нуара. Колористика джунглей мало отличается от туманного Лондона, местные аборигены похожи на армию теней, а животные— на рассерженных демонов. Открытый и эмоциональный (как мы его помним по мультфильму) воспитанник обезьян становится, пожалуй, слишком серьёзным. Немного разбавляет атмосферу ироничный Джексон-Уильямс, но его редкие шутки тонут в рефлексии по поводу прошлого, омрачённого участием в истреблении индейцев. Не веселиться он в Конго приехал, а грехи искупать.
Дэвид Йэтс, набив руку на мрачных сериях Поттерианы, кажется, принимается за «Тарзана», забыв переключить режим. И если в экранизациях Роулинг мрачная серьёзность была уместна, то «Воспитанник обезьян» с трудом укладывается в это прокрустово ложе: неуютно и тесно ему в этом заунывном мрачняке. Попытка вложить в развлекательный сюжет серьёзную политическую подоплеку перегружает ленту. В итоге мы не видим ни правдоподобной любовной линии, ни впечатляющего экшена (где финальная бойня со злобными наёмниками, пулемётами «Максим» и монструозными обезьянами?), ни завораживающего противостояния антагонистов (Рому откровенно плевать на Тарзана, а его интеллектуальная дуэль с пленной Джейн дискредитируется комментариями «Вот это женщина!», которые мигом делают его похожим на приставучего чурку из перехода), ни трогательного воссоединения с обезьяньей семьёй... В этом фильме вроде бы есть все задатки для того, чтобы впечатлить зрителя, однако к финалу этот перенасыщенный раствор, следуя законам химии, «высаживает» излишки. Результат — несколько «жидковат». Одно тут идеально— Александр Скарсгард с рельефным торсом и фирменным взглядом исподлобья.
720" height="405"
• В кино с 30 июня
• Жанр: боевик, приключения
• Режиссёр— Дэвид Йэтс
• Сценарий: Адам Козад, Крэйг Брюэр, Эдгар Райс Берроуз
• В главных ролях: Александр Скарсгард, Марго Робби, Элла Пернелл, Сэмюэл Л. Джексон, Кристоф Вальц, Джимон Хонсу, Джим Бродбент, Каспер Крамп, Саймон Расселл Бил, Алисия Вудхаус