Ну наконец-то, ещё одна – и думается, далеко не последняя – попытка сделать качественное коммерческое кино в России, да ещё в 3D и на почти, скажем так, российском материале. Почему почти? Потому что cамое необычное в «Тёмном мире» (режиссёр Антон Мегердичев, прокат в России – компания «Централ Партнершип» c 7 октября 2010) – это привязка к языческим верованиям... нет, не древних славян. Финнов (картину, кстати, снимали в карельской Сортавале).
Почему превращение в приспешника тьмы 1 в 1 передрано из «Изгоняющего Дьявола»? Не понятно, каким образом существа из якобы потустороннего мира высоко скачут, бегают по вертикальным стволам деревьев и летают, как вампиры в «Сумерках». За счет чего и почему? Потому что они якобы потусторонняя сила?
Как оригинально...
"Тёмный мир 3D" должен был стать пощёчиной кэмероновскому "Аватару" - так на премьере фильма в "Октябре" пошутил режиссёр-постановщик картины Антон Мегердичев. Боюсь, что шутка оказалась не такой смешной, как показалась она на первый взгляд. Сетовать в очередной раз на слабину сценария не хочется, всё-таки делаем так, как умеем. Примитивная сюжетная линия напоминает череду обрубленных событий, которая связана тонкой нитью. Мистическая составляющая фильма настолько тускло представлена, что остаётся лишь осознать тот факт, что в России жанр мистики ещё не раскрылся. Возможно, потребуется ещё ни один год, чтобы в нашей стране можно было бы посмотреть на жанр фильма без скептической улыбки, увидев там слово "мистика".
Другой вопрос, как этот «Темный мир» сделан. В первую очередь нужно отметить актёрские работы красавицы Светланы Ивановой (мы могли видеть её в «Доме Солнца» Гарика Сукачёва) и Ивана Жидкова (актёр активно снимается в кино и телесериалах). Недостатки сценария (литературное качество иногда заметно хромает) и режиссуры искупаются энергичным монтажом и весьма недурными спецэффектами (над ними основательно трудилось несколько специализированных компаний российского происхождения, и это искренне радует). Не забудем и особый шик трёхмерности, начиная с объемного логотипа «Централ Партнершип» – дирижабля, сверкающего всеми своими металлическими поверхностями, и заканчивая эффектным панорамированием камеры по мрачным лесам и болотам. В финальной битве колдуна с ведьмами, воздушными кульбитами напоминающей сцены из «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», авторы вполне могли бы напустить кровавого трэша, но удержались, благодаря той же стереоскопии. Получилось и жутко, и стильно, и временами «офигительно», говоря молодёжным языком, красиво.
Помните пафосный компьютерный дирижабль в фильме Павла Санаева «На игре»? Видимо впечатлившись этой новомодной фишкой, в фильме «Темный мир» в самом захолустье вырос огромный компьютерный супер-пупер современный комплекс, в котором несколько тысяч лет обитает зло в лице Александра. К слову, это самое зло обладает силой Дарта Вэйдера из «Звездных войн» , но выглядит при этом как тупой мужлан-имбицил, место которому не у руля мира, а на задворках ночного клуба...
Подрыв этого архитектурного сооружения стойко ассоциируется с концовкой «Дня Независимости».
Посетовав на сжатые сроки, режиссёр-постановщик фильма дал яркое представление того, почему картина получилась в разы хуже того, чего ожидала молодая армия поклонников отечественного кинопрома. Такое ощущение, что в каких-то эпизодах что-то не проработали до совершенства, банально поторопившись. События фильма, как я считаю, во многом по этой причине и летят с такой скоростью, что эффект 3D (да простят меня создатели) мало заметен. Бюджет в 6 млн. долларов – это относительно скромные цифры, обоснованные тем, что окупить сегодня в прокате российский фэнтезийный экшн весьма сложно.
Хочется сказать: ребята, спасибо за попытку. Такие вот крепкие жанровые картины жизненно необходимы нашему кино, это с блеском доказал недавний кинофестиваль в Выборге. Актёры у нас хорошие, как молодые, так и не очень, операторы – прекрасные, режиссеры – перспективные. Глядишь, лет через пять-десять будем снимать потоком вполне себе нестыдное коммерческое кино. Ничем мы не хуже Голливуда, надо только набивать руку и не бояться трудовых мозолей.
Кстати, любителям и поклонникам 3D вообще нечего делать в кинотеатре, потому что в новом формате фильм представлен фрагментарно, а не целиком! В общем, если сложить вместе все куски - объемное изображение можно наблюдать не более 20 минут. Вот уж где смех, но смех сквозь слезы…