Режиссёр Кирилл Серебренников работает в основном в театре, но его редкие киноленты сразу оказываются в центре внимания. Его новая картина «Ученик» засветилась на многих фестивалях, завоевала признание критиков и несколько авторитетных наград, вроде Премии за режиссуру Кинотавра и Приза Франсуа Шале Каннского фестиваля. С 13 октября драма выходит в широкий прокат.
Нелюдимый старшеклассник Вениамин (Петр Скворцов) — своеобразная звезда своей школы: он твёрдо с решил бороться с неправильным мироустройством, ложью, враньём, лицемерием, злом и грехом и отстаивать добродетель, вооружившись Священным Писанием. Парень воображает себя истинным поборником веры, морали и нравственности, ведь в его «источнике» прописано всё чётко и ясно. Он радикально меняет свой образ жизни, облачается в чёрное, выкидывает все книги, кроме Библии, погружается в молитвы и объявляет войну всему, что противоречит его «вере».
В школе эксцентричные выходки подростка беспокоят только с точки зрения падения успеваемости и нарушения дисциплины. Убедившись, что большинство преподавателей и учеников не могут ничего ему противопоставить, Вениамин идёт в наступление, не видя разницы между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией... И только молодая и прогрессивная учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова) видит в его поведении реальную опасность и начинает быть тревогу. Но, увы, остаётся непонятной.
В 2015-м году руководитель «Гоголь-центра» с успехом поставил «Ученика» — адаптированную и переработанную версию пьесы «Мученик» знаменитого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга — на сцене родного театра. Вскоре было решено делать полнометражный фильм по мотивам постановки: съёмки прошли в августе прошлого года в Калининграде. Серебренников со своим «Учеником» попал не в бровь, а в глаз, поймав наметившиеся в реальности тенденции. Развесёлый сатирический спектакль переродился в фильм, который стал жёстче, серьёзнее и, не побоюсь этого слова, страшнее.
Больное самолюбие, отчаянное желание самоутвердиться, подгоняемое целым возом комплексов и психологических травм сначала сделали из Вениамина изгоя. Обозлённый на сверстников подросток нашёл радикальное решение — твёрдо решил стать поборником веры, отделиться от всех, создав собственную социальную нишу. А что, в зыбком и изменчивом мире можно положиться на Библию, которая уже много тысяч лет хранит неизменными истины. И тут мы должны провести границу между истинной верой и инструментом для манипуляций. Пытливый ум, врождённая харизма и талант оратора быстро превратили неприметного паренька в звезду школы, эксцентричного проповедника-радикала, которому школьные авторитеты нипочём. У него свои — проверенные веками. А если кто-то несогласен, то закон защищает чувства верующих...
Некомпетентное косное и дремучее школьное руководство не смогло понять, с чем столкнулось. Более того, выходкам Вениамина стали чуть ли не потакать. Пытаясь бороться с подрастающем «чудовищем», Елена Львовна столкнулась с непониманием коллег, а её адекватность потонула в безграмотности, мракобесии и безразличии. Совершенно дикая и абсурдная ситуация органично разворачивается в пугающе-реалистичных декорациях современной школы да и общества вообще. Разглядывая происходящее со стороны, адекватный человек лишь диву даётся, почему никто не осадит стервеца. Безнаказанность и вседозволенность постепенно превращают эксцентричного парнишку в настоящего монстра, способного на по-настоящему страшные поступки. Но преподавательский состав у видит проблему не в распоясавшемся ученике, а в «шибко умной» учительнице.
Градус дикости и абсурда растёт в геометрической прогрессии, пока не доходит до жутковатой и надрывной кульминации: голос разума захлебнулся... И всё это было бы смешно, если б не оказалось на поверку удручающе-правдиво.
720" height="405"