Нетипичный «супергерой» с синдромом навязчивых состояний и Хлоя Грейс Морец в роли проститутки — в прокат выходит боевик «Великий уравнитель».
Трудности перевода
Как известно, новое — это, зачастую, основательно подзабытое старое. Идею для своего боевика режиссёр Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Стрелок») позаимствовал из одноимённого сериала 80-х — The Equalizer.
Наши прокатчики не удержались и прилепили к элегантному «Уравнителю» пафосное «Великий», чем немного подпортили впечатление до просмотра. Ну нет в оригинальном названии слова «great», а ТВ-версия у нас и вовсе не выходила — не перепутаешь. Впрочем, по одёжке только встречают.
Одинокий борец за справедливость — неистребимый кинематографический архетип. Кто-то сражается со злом в маске и плаще, кто-то — по старинке с пистолетом/автоматом/гранатомётом. Ну а кто-то, как наш герой, предпочитает действовать голыми руками.
Продавец-спецназовец и проститутка-певица
Персонаж Дензела Вашингтона по имени Роберт МакКол — действительно вызывает неподдельный интерес с первых кадров. Особенно тем, что не похож на типичных слащавых «хороших парней», которыми восхищается сильный пол и от которых млеет слабый.
Роберт, невзрачный мужчина предпенсионного возраста, работает в строительном супермаркете, тепло общается с коллегами, живёт на окраине, пользуется общественным транспортом — крутым такого точно не назвать.
Однако… Если приглядеться, начинают проскальзывать смутные подозрения: он не тот, за кого себя выдаёт. Аскетично-безликое жилище мистера МакКола напоминает декорацию — никаких личных вещей, памятных безделушек, фотографий. Он никогда не говорит о прошлом. Любит засекать время, выполняя рутинные задачи. Явно страдает болезненным аккуратизмом: даже столовые приборы раскладывает по столу чётко, симметрично. Так разбирают оружие, чтобы почистить.
А ещё Роберту не спится. Ночами он сидит с книгой в круглосуточном кафе, где иногда душевно беседует с девушкой по имени Тери (Хлоя Грейс Морец). Небрежно раскрашенная малолетка в нарочито вульгарном наряде совершенно не похожа на прежних слащаво-ванильных героинь юной актрисы: здесь её кукольное личико и деревянно-неуклюжие движения по-настоящему «заиграли». «Мы оба знаем, кто я на самом деле», — печально замечает Тери. Однако, в ней ещё живет мечта — изменить свою жизнь.
Накипело
«Великий уравнитель» неспешно прокручивает медитативную завязку: Антуан Фукуа не торопится приступать к боевику, желая получше познакомить зрителя со своим — явно с любовью созданным — героем. Переломный момент наступает, когда Тери попадает в реанимацию за неповиновение. Роберт отправляется восстанавливать справедливость.
Убив нескольких негодяев, МакКол ввязывается в полномасштабную войну с могущественной международной мафиозной группировкой некоего господина Пушкевича. По следу нашего рыцаря идёт верная ищейка босса — умный и жестокий социопат Тедди (Мартон Чокаш). Только он и способен выследить осторожного МакКола, но обрадует ли его личная встреча?
Изящные методы
Тандем Вашингтон — Чокаш смотрится действительно колоритно: спокойный, уверенный в себе и педантичный МакКол против склонного к аффектам психопата Тедди. Изящный, математически выверенный контраст.
Невольное восхищение вызывают лаконичные, скупые и максимально эффективные движения Уравнителя. Он предпочитает использовать подручные предметы, избегая традиционного оружия. Да и к чему, когда хозяйственный магазин — настоящий Диснейленд для убийцы? Сражаясь в одиночку против огромной организации и продажных копов, МакКол, кажется, даже ни разу не вспотел.
Антагонист — мафиози высокого ранга — тоже прелюбопытный элемент. Тедди наслаждается властью, обожает «красоваться», наводить ужас, а его татуировки с куполами и надписями на русском вызывают у отечественного зрителя патриотическое умиление.
Плюс на минус
Безусловные достоинства фильма — грамотно поставленные боевые сцены и весьма напряжённая игра в кошки-мышки с мафией. Правда, чем ближе к развязке, тем больше съёмочная группа входит в раж: если поначалу героический пафос держался в рамках допустимого, то финальные сцены немного портят общее впечатление. Позёрство явно не в характере персонажа Вашингтона.
Несказанно радует отсутствие подобного диалога:
— Ты кто?
— Я — Великий уравнитель.
Добротный боевик наверняка придётся по душе поклонникам жанра, да и случайно забредший на показ зритель не сбежит. А нетипичная роль подросткового кумира — Морец — наверняка привлечёт к картине дополнительный интерес.
В кино с 25 сентября
Режиссёр — Антуан Фукуа
В главных ролях: Дензел Вашингтон, Мартон Чокаш, Хлоя Грейс Морец, Дэвид Харбор, Хейли Беннетт, Билл Пуллман, Мелисса Лео, Дэвид Мюнье, Джонни Скуртис, Алекс Видов