Вторая мировая глазами Дэвида Эйра: грязь, кровь, бытописание, люди, сражения. Никакого звёздно-полосатого ура-патриотизма и дешёвых способов выбить слезу. Рассказ о сутках военного ада из кабины танка.
Мы привыкли к тому, чтов кино события Второй мировой обязательно пропитаны зубодробительным пафосом, отличаются эпическим размахом и склонны морализировать без меры. Однако Эйр («Тренировочный день», «Форсаж», «Ю-571») избрал другой подход. Ему не хотелось в очередной раз мусолить знаменитые сражения и прочие «образцовые» моменты: «Мы покажем вам тот период войны, о котором помнят не все,— самый её конец, когда нацистская империя была на последнем издыхании, а американские войска сражались на пределе своих возможностей. Солдаты были истощены».
Съёмочная группа уделила особое внимание созданию максимально правдоподобной картинки, консультировалась у ветеранов тех боевых действий, сотрудничала с историками, коллекционерами и военными. Фильммейкеры заморочились над тем, чтобы найти подлинные предметы быта и интерьера, одежду, посуду, оружие и технику. Здесь вы не увидите «фантазий на тему»: все детали, вплоть до турки с кофе и часов, строго соответствуют эпохе. Дальше больше: создатели фильма не стали щадить слабонервных и эстетов,— зрителю придётся выдержать грузовики с горами трупов, утрамбованные тяжёлыми машинами в грязь тела, оторванные конечности. Чумазые солдаты, проводившие месяцы без душа и смены белья,— прилагаются.
Пожалуй, лучшей находкой реквизиторов стал тот самый танк под названием «Ярость»: один из трёх «дублёров» главной боевой машины— настоящий «Шерман» с 76-миллиметровым орудием из Танкового музея в Бовингтоне. Декорацию для съёмок внутреннего пространства танка создавали отдельно, снабдив её настоящим пулемётом, подлинными элементами обстановки и трогательными фотографиями— в те времена кабина была настоящим домом для экипажа.
Актёрам тоже пришлось хлебнуть лиха, чтобы почувствовать себя настоящими танкистами: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья и Джон Бернтал провели неделю в настоящем лагере для новобранцев. В общей сложности, вживаться в роль пришлось полтора месяца: голливудские знаменитости ели армейские пайки, ползали в грязи, учились обращаться с оружием и быстро залезать в танк, не сломав себе шеи. Эксцентричный ЛаБаф даже вырвал себе зуб, чтобы лучше вжиться в роль, и отказывался мыться (чем сильно злил коллег).
Дэвид Эйр решил предельно сжать отображаемый период времени: действие картины «Ярость» (Fury) укладывается в 24часа. На войне сутки способны перевернуть жизнь не только человека, но и мира. ДонКолиер (БредПитт), матёрый командир танка «Ярость», провёл свой экипаж от Африки до Германии целым и невредимым. Но весной1945-го погиб пулемётчик.
Накануне ответственной миссии Колиеру выдают замену— трясущегося от ужаса новобранца по имени Норман Эллисон (Логан Лерман). Тощенький парнишка собирался служить в штабе, но его направили во вторую танковую дивизию: теперь придётся строчить на пулемёте, а не на печатной машинке. На фоне грубоватых, циничных и закалённых в сражениях танкистов Норман с его книжными представлениями о жизни смотрится, мягко говоря, странно. Дон берётся за воспитание новичка с отеческой заботой и командирской строгостью. Он должен научить юного идеалиста стрелять во врага без сомнений и сожалений, выполнять приказы и не рефлексировать почём зря, если тот хочет уцелеть и не подставлять товарищей.
Главные герои, люди со своими слабостями и недостатками, не всегда вызывают симпатию. Разве что мудрый «патриарх» Колиер вызывает беспрекословное восхищение. Норман поначалу пускает сопли и раздражает махровым идеализмом. «Сладкая парочка»— механик-водитель Гордо Гарсия по прозвищу Толстяк (Майкл Пенья) и Грэйди Трэвис (Джон Бернтал), в прошлом простой работяга,— в нашей терминологии назывались бы гопотой. (Показательная сцена в освобождённом немецком городе.) Однако в минуту опасности— они самоотверженные герои. Особняком в этой компании стоит Святоша Бойд (Шайа ЛаБаф), правая рука командира, который читает молитвы и проповеди, а также радеет за нравственность экипажа. Но убивает врагов без всякого сочувствия.
Всего за сутки Эллисон узнает правду о войне, жизни и людях, обретает дом в кабине боевой машины и семью в виде четверых суровых танкистов. Через несколько часов после знакомства с экипажем «Ярости», Норман готов умереть вместе с ним.
«Ярость» действительно впечатляет. Эйр далёк от морализаторства и не перегибает с пафосом— лишь реальные люди в условиях реального ада. Повсюду грязь, развалины и трупы, люди готовы порвать друг друга за яичницу, бравые американские солдаты не стесняясь насилуют немецких девушек, СС вешает мирно настроенных соотечественников и даёт оружие детям. На войне нет места традиционным представлениям о нравственности, приходится многим жертвовать, чтобы просто выжить.
Большую часть фильма экипаж не вылезает из танка—выходит эдакое милитаристское роад-муви. Самые впечатляющие моменты— это, естественно, сражения. Когда наблюдаешь за напряжённым поединком юркого, но не слишком мощного «Шермана» и устрашающего «Тигра», начинают потеть ладони. Свист снарядов, грохот взрывов, лязг отскакивающих от брони пуль заставляет ощутить подлинный дух того времени.
Фильму можно смело поставить 9 из 10 баллов. Никаких соплей и сантиментов, гордо реющих американских флагов (которые нас, русских, часто раздражают) и безмозглого героизма. Грязь, кровь, неприглядный военный быт и много боевых сцен. Мальчики будут в восторге.
800" height="450"
• В кино с 30 октября
• Режиссёр— Дэвид Эйр
• В главных ролях: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Джон Бернтал, Джейсон Айзекс, Джим Пэррак, Брэд Уильям Хенке, Кевин Вэнс, Завьер Сэмюэл