Бен Аффлек, большой поклонник гангстерской эпохи, намеревался приступить к работе над экранизацией нашумевшего бестселлера Денниса Лихэйна более трёх лет назад, однако отложил проект, чтобы воплотить давнюю мечту — сняться у Дэвида Финчера. Мировая премьера криминальной драмы «Закон ночи» (Live by Night) — хоть и со значительным опозданием — состоялась 13 декабря минувшего года. В России новинка выходит в прокат на месяц позже — 12 января.
Джо Коглин (Бен Аффлек), сын заместителя суперинтенданта бостонской полиции (Брендон Глисон), возвращается на родину с фронта Первой мировой и отчётливо понимает, что больше никогда он не позволит себе стать бессмысленным винтиком в очередной бездушной социальной машине. Несмотря на родственные связи, молодой человек осознанно выбирает преступную стезю — становится грабителем-налётчиком. Во времена расцвета организованной преступности Джо, тем не менее, держится в стороне от мафиозных кланов, оберегая свою независимость.
Однако наш «борец за независимость» попадает в любовные сети: бурный роман с красавицей Эммой Гоулд (Сиенна Миллер), подружкой ирландского мафиози Альберта Уайта (Роберт Гленистер), становится роковой ошибкой. Криминальный авторитет жестоко мстит за «развесистые рога», — Джо теряет возлюбленную, чуть не погибает сам и в итоге попадает в тюрьму.
На свободу он выходит уже совершенно другим человеком: полным решимости, во-первых, встать в один ряд с сильнейшими мира сего, а во-вторых, отомстить за подругу. Коглин вступает в банду главного врага Уайта, итальянского мафиози Мазо Пескаторе (Ремо Джироне), и по его указанию отправляется в жаркую Тампу — поднимать местный «филиал». Джо ждёт небывалый успех, новая любовь, богатство, а также множество неожиданных и суровых испытаний.
Чтобы вы понимали, роман Лихэйна чрезвычайно сложен для экранизации: автора бестселлеров «Таинственная река» и «Остров проклятых» недаром называют «наследником Джона Стейнбека и Рэймонда Чандлера». Писатель создал создал мощный эпос, который имеет полное право считаться современным примером «великого американского романа». По сути, обладатель премии «Оскар» Бен Аффлек («Операция «Арго») замахнулся на нечто, сопоставимое с «Войной и миром». Более того, он выступил одновременно постановщиком, продюсером, сценаристом и исполнителем главной роли!
Аффлек подобрал по-настоящему впечатляющую команду: «Закон ночи» продюсируют Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Дэвиссон от «Эппиан Вэй», а также Дженнифер Тодд от «Перл Стрит Филмз». Крис Брайэм, Деннис Лихэйн и Чэй Картер выступают исполнительными продюсерами. Компанию в кадре Аффлеку составляют Элль Фаннинг, Брендан Глисон, Крис Мессина, Сиенна Миллер, Зои Салдана и оскароносный Крис Купер («Адаптация»). В съёмочную группу вошли: оператор-постановщик Роберт Ричардсон («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Авиатор», «Хранитель времени»), трёхкратный обладатель «Оскара»; номинированный на «Оскар» художник-постановщик Джесс Гончор («Железная хватка», «Охотник на лис»); монтажёр Уильям Гольденберг («Операция «Арго»), обладатель заветной статуэтки; номинированная на «Оскар» Жаклин Вест («Загадочная история Бенджамина Баттона», «Операция «Арго»), художник по костюмам . Композитором стал Гарри Грегсон-Уильямс («Шрек», «Гнев», «Дежавю»).
Так как у нас творчество Денниса Лихэйна по понятным причинам не пользуется всенародной любовью, народ, в своей массе, смутно представляет, во что «ввязывается», купив билет в кино. Картина стартует как лихой криминальный ретро-боевик: суровые «ревущие» двадцатые, «Сухой закон», бутлегеры, мафия, джаз... Зрителя подхватывает стремительный и сверкающий водоворот событий лихой жизни бандита Джо Коглина. Однако жизнь сурово и резко заставляет парня распрощаться с юношеским максимализмом и иллюзиями. Те, кто сидят у экрана, примерно в это же время прощаются со своими иллюзиями по поводу фильма: после интригующей завязки действие замедляется, превращаясь в степенное повествование о событиях нескольких десятилетий.
Старательно пытаясь передать глубину и эпичность первоисточника, Аффлек будто забывает о художественных средствах кинематографа: закадровый голос рассказчика (главного героя по совместительству) звучит всё чаще, выстраивая барьер между зрителем и происходящим на экране. «Закон ночи» почему-то не увлекает, не вызывает эмоционального отклика и полного погружения в сюжет. Вместо того, чтобы переживать персонажам, зрители рассматривают костюмы и декорации.
Стильно, изящно, но при этом занудно, многословно и несколько отстранённо. Вероятно, получить истинное удовольствие от этой истории можно, прочитав оригинальный роман.
720" height="405"