После таинственного исчезновения Аватара, умеющего управлять четырьмя стихиями (Воздуха, Воды, Земли и Огня) и следящего за равновесием сил в природе, коварный хозяин Огня Озай объявляет крестовый поход против других племен, желая поработить всю планету. Во время охоты маг Воды, юная Катара и её брат Сокка находят мальчика Аанга, в совершенстве владеющего стихией Воздуха и имеющего странные пентаграммы на голове. Вскоре выясняется, что именно он и есть Аватар, пришествия которого почти сто лет ждали угнетаемые Озаем племена. Аанга разыскивает сын Озая принц Зуко, желающий доказать отцу свою состоятельность. Маленький Аватар готов возглавить восстание против хозяина Огня, но, чтобы победить, ему необходимо овладеть недостающими тремя стихиями.
Американский режиссер индийского происхождения М. Найт Шьямалан прогремел на весь Голливуд картиной «Шестое Чувство», после чего все продюсеры с чего-то решили, что у него таковое имеется в буквальном смысле. К тому же на волне успеха режиссер сделал еще пару отличных мистических триллеров, а вот дальше, увы, дело явно пошло на спад, ибо каждая следующая лента, начиная с «Девушки из Воды» внушала критикам все большие сомнения во вменяемости маэстро.
«
Повелитель стихий» мог стать проходной (пусть и бюджетной, с прицелом на летний бокс-офис) экранизацией очередного мультсериала, не встань у руля проекта М. Найт Шьямалан, режиссер, работавший до сих пор с оригинальными сценариями собственного сочинения. По сути, продюсеры «Повелителя» решились на ещё один эксперимент из серии «серьезные авторы за несерьезной работой», рассчитывая не столько на визионерские способности индуса (в особых ухищрениях по части картинки Шьямалан до этого замечен не был), сколько на редкое по нынешним временам качество толкового и, главное, умного рассказчика. В то же время, увесистая мифология мультфильма требовала от режиссера ряда крикливых очевидностей, избежать которых было просто невозможно, хотя бы потому, что «Повелитель стихий» - анимация, и анимация детская. Можно ли удержать равновесие, сидючи на двух стульях художественного романтизма и коммерческой прагматики? Скорее нет, чем да. М. Найт Шьямалан честно попытался, но…
Обещанное создателями 3D очень-очень хорошее, но детектируется оно лишь на начальных титрах. Сразу после того, как летающие буковки проинформируют об участниках актерского состава, эффект пропадает напрочь. Во-вторых, с остальными развлечениями здесь не меньший напряг, что уже, в принципе, закономерность. Наверное, из данного сюжетного материала и можно было бы вылепить годный продукт, но Шьямалан слишком эгоцентричен, слишком высокомерен, чтобы делать мейнстрим для детей.
Количество небесспорных, но аргументированных претензий к «Повелителю стихий» может исчисляться десятками. Вопрос лишь в том, кто в ответе за подобный исход. Будь на месте Шьямалана ремесленник попроще, ответы были бы как на ладони. Здесь же, возможно, всё дело в стратегическом просчете на уровне самой кандидатуры. В конце концов, если умнице Нолану удалось перезапустить комикс про Бэтмена, из этого никак не следует, что умница Шьямалан потянет экранизацию-блокбастер. Впрочем, правильный ответ, как правило, намного проще. М. Найт всего-навсего не справился с поставленной задачей, капитулировав перед сказочным миром с детской фактурой, но взрослым нутром.
Иногда смотреть «Повелителя стихий» становится забавно (помимо диалогов, которые в ближайшее время будут растасканы юмористами-блогерами на памятные цитаты, минут пять зрителю показывают смешного летающего бизона). Но в целом сильно заметно, что Шьямалан достиг той степени просвещенности, когда ему нужно бросать всю эту мороку с фэнтези и психотриллерами, и приниматься уже за самовыражение в жанре классического мюзикла, где не только танцуют, но и поют. Конечно, делать такие прогнозы безнравственно, однако почему-то кажется, что вскоре так оно и будет.
Очевидно, недвусмысленный намек на сиквел в финале «Повелителя» так и останется намеком. А если нет, то, хочется верить, за продолжение возьмется кто-то иной.