Человек, который создал тетрис

Если подойти к среднестатистическому иностранцу и спросить, с чем у него ассоциируется Россия, то в промежутках между «медведями в ушанках», «водкой» и «Путиным» он назовет балет, Достоевского, Третьяка, Яшина и, конечно же, Гагарина. И возможно, какой-нибудь игровой гик вымолвит не очень знакомую нам фамилию “Pajitnov”. Пусть этот человек уже много лет живет в США, но именно Алексей Пажитнов, простой русский программист, в 80-х создал одну из самых популярных компьютерных игр – «Тетрис».

Так родился ТЕТРИС

Как, например, Rockstar неразрывно связана с Grand Theft Auto, так и о Пажитнове лучше начинать рассказ с истории про тетрис. Поэтому смело ставьте статус “занят”, располагайтесь поудобнее и, пожалуй, приступим.

А началось все, как это ни странно, в США, в университете Южной Калифорнии. Именно там, в 60-х годах американский математик Соломон Голомб изобрел головоломку «полимино». В те годы в нее играли и дети, и взрослые, а через два десятка лет популярная забава добралась и до России. Суть игры в том, что из 12 фигур, состоящих из нескольких (три, четыре, пять, шесть и т.д.) блоков, нужно сложить один большой прямоугольник.

В один прекрасный день 1984 года одна из разновидностей «полимино» Pentamino Puzzle попала на глаза Алексею Пажитнову, работавшему тогда в вычислительном центре Академии наук СССР. Игра сильно заинтересовала Алексея, и пытливый инженер решил перенести картонные фигурки на компьютер. Но дремучий «Электроник-60» не справлялся с пятью блоками («пента»), и Пажитнов решил облегчить задачу, сократив количество кубиков до четырех («тетра»). Но создание даже такой примитивной игры было непростым делом, учитывая, что работать приходилось с языком программирования Pascal. Через несколько месяцев после начала работы, Пажитнов представил свою разработку коллегам. Примитивная и некрасивая, но такая интересная – сотрудники Вычислительного центра были в восторге от игрушки Пажитнова!

Но «Электроник-60» - машина старая и непопулярная, и чтобы о тетрисе узнало больше людей, Алексей решил заняться портом игры на ПК. Но вот с этим возникли проблемы. Это сейчас можно легко портировать на ПК игру с консолей за пару миллионов долларов с привлечением целой команды девелоперов. У Алексея не было денег и людей, да и машины тогда были жутко глючными, к каждой был нужен свой подход. Вот и Пажитнов работать с компьютером не умел, поэтому обратился к местному гению – Вадиму Герасимову. Шестнадцатилетний школьник едва ли не лучше всех в ВЦ разбирался с ПК.

Вообще, перенос игры занял считанные дни, но Алексей и Вадим хотели сделать тетрис цветным и добавить в него статистику рекордов. Это отняло у них полгода… Основной проблемой были дисплеи. Раньше каждую игру приходилось адаптировать под конкретный дисплей, ибо единых стандартов еще не было.

Когда портирование была завершено, началось повальное увлечение новой игрой. Тетрис был бесплатный, и народ просто копировал его друг у друга на 5.25-дюймовые дискеты. Игра расползалась, словно эпидемия – нескольких недель хватило, чтобы весь СССР начал играть в тетрис. Но это было только начало…

Надувательство по-венгерски

Хоть и СССР тогда еще скрывался за железным занавесом, но с братьями-славянами наша страна сотрудничала. Так, в 1986 году тетрис попал в будапештский Институт кибернетики. И как раз в тот момент, когда все в институте сходили с ума по русской забаве, туда приехал Роберт Штайн, англичанин венгерского происхождения. Он был главой английской софтверной конторы Andromeda Software, и, конечно, сразу положил глаз на заморскую разработку. Штайн быстренько позвонил в Вычислительный центр, дабы выкупить права на тетрис, и получил предварительное согласие. Пообещав отправить официальный документ через пару дней, Штайн положил трубку, предвкушая горы денег.

Но советский бюрократизм тогда был в самом расцвете, и за пару дней вопрос, конечно, решить не удалось - советская сторона просила подождать. В этот момент, Штайн, уверенный в получении прав, предлагает игру английской компании Mirrorsoft. Те не разглядели потенциала в тетрисе и отправили копию своим американским партнерам из Spectrum Holobyte. Американцы, напротив, по достоинству оценили российскую разработку и посоветовали британцам незамедлительно купить права на нее. Так, Штайн за 3000 фунтов стерлингов продал не существующие у него права на тетрис компании Mirrorsoft.

Конечно, и Mirrorsoft, и Spectrum Holobyte искренне полагали, что у них законные права на тетрис и принялись готовить потенциальный хит к релизу. В итоге в 1988 году на западе выходит ПК-версия тетриса с явным русским колоритом – «Калинки-малинки» в качестве саундтрека и Красная площадь как главная тема.

А что же Роберт Штайн? Хитрый венгр знал, что готовится западный коммерческий релиз тетриса. До самого последнего момента он пытался получить права, но успеха не достиг. А сказать своим партнерам, что релиз будет незаконным, у венгра, кажется, не хватило духа…

На западе тетрис произвел настоящий фурор. Игра распродается большим тиражом и заслуживает признание критиков. «Лучшая оригинальная игровая разработка», «Лучшая развлекательная программа», «Лучшая потребительское программное обеспечение» - столько наград Американской ассоциации разработчиков программного обеспечения не получила ни одна игра!

Несчастного Штайна в этот момент взяли в тиски – русские требовали незамедлительных действий, а западные журналисты расспрашивали подробности о тетрисе. В итоге пронырливые сотрудники CBS даже взяли интервью у Пажитнова (он тогда уже не работал в ВЦ), а Штайну пришлось подписать контракт на условиях русской стороны. Казалось бы, подписи поставлены и делу конец, но это было лишь начало…

Оказалось, что недотепы из Академии наук допустили в контракте кучу просчетов и это привело к тому, что компания Штайна перестала вовремя платить деньги. А в это время британская Mirrorsoft, уже изрядно на тетрисе подзаработав, попросила Штайна купить права на консольную и аркадную версию, а заодно продала права на аркадную версию Atari, которая тут же перепродала их Sega. Тетрис сводил людей с ума, не иначе!

Andromeda Software в это время пытались добиться новых лицензий, но русские попросили их сначала расплатиться по первому договору. Слава тетриса стремительно расползалась по миру и русской игрой заинтересовалась Nintendo – крупнейшая в Японии игровая компания. Президент японской компании Минори Аракава понял, что ему во что бы то ни стало нужно достать права на консольную версию тетриса, ибо очень скоро Nintendo собиралась спустить на воду свою новую консоль – GameBoy, а тетрис мог бы стать неплохим подспорьем для отличных продаж. Но просто взять и выкупить права у прямого конкурента он не мог. На счастье Аракавы судьба свела его с Хэнком Роджерсом – президентом японской компании Bullet-Proof Software, которой Spectrum Holobyte успела продать права на продажу ПК-версии в Японии. Роджерс договорился с Аракавой и связался с Штайном, но тот явно что-то не договаривал. Хэнк решает отправиться прямо в СССР на встречу с Пажитновым.

В то же время в Москву отправился Штайн и Кевин Максвелл, который был владельцем Mirrorsoft и Spectrum Holobyte. Целью их визита, как нетрудно догадаться, было получение нужных лицензий. Визитерами занимался Николай Беликов из «Электроноргтехники», занимавшейся лицензированием по поручению Академии наук. Пажитнову же больше понравился Роджерс и предложение Nintendo, поэтому, посоветовавшись с Беликовым, он принял предложение японцев. 21 марта 1989 года Nintendo приобрела все консольные права на тетрис. Таким образом, Штайна смог получить лицензию лишь на аркадную версию. Вроде бы на этом эпопея с тетрисом должна была благополучно закончиться, но она еще больше стала похожа на запутанный детектив.

Кевин Максвелл, приехав из Москвы с носом, сразу же пожаловался своему папаше, Роберту Максвеллу, медиамагнату и одному из самых богатых людей в мире. Тот в свою очередь начал угрожать Беликову, мол он, этакий сорванец, срывает торговые отношения между Англией и СССР. В те дни на Туманный Альбион отправился Горбачев, и Максвелл пригрозил Беликову, что вопрос о тетрисе будет поднят во время встречи глав государств. Но Николаю повезло. Сам он считает, что с ним ничего не случилось, потому что в полном разгаре была перестройка. Случись эта история на год раньше, он так легко не отделался бы.

Так или иначе, уязвленное самолюбие Максвеллов довело Mirrorsoft до суда. Но даже это им не помогло – суд постановил, что Nintendo во всем права, что Mirrorsoft не владеет никакими правами и, следовательно, контракт с Atari и SEGA недействителен. Обрадованный Хэнк Роджерс, который к тому времени подружился с Алексеем Пажитновым, закатил в честь победы шикарную вечеринку (дело было в Сан-Франциско).

Пока большие люди спорили и пытались выбить друг из друга побольше денег, тетрис расходился по миру сумасшедшему тиражами. Благодаря игре, созданной Алексеем Пажитновым, Game Boy стал одной из самых продаваемых консолей в мире, а Nintendo выручила за тетрис порядка 2-3 млрд долларов. Общий тираж его вместе с пиратскими версиями составляет примерно 250 миллионов копий. Чудеса, да и только!

Работа в Microsoft и в других компаниях

Ну а что же Алексей Пажитнов? Бытует мнение, что создатель тетриса нисколько не заработал на своем суперпопулярном детище. Это не совсем так. В 1986 году Алексей на десять лет передал права Вычислительному центру, дабы тот смог продавать лицензию на игру. До 1996 года Пажитнов с Роджерсом занимались разработкой логических игр, а когда к Пажитнову перешли все права, основали контору The Tetris Company, которая занималась вопросами лицензирования. Сам Пажитнов перебрался в США и получил место в Microsoft.

Там он занялся созданием сайта с платной подпиской, на котором люди могли бы играть во всякие головоломки, вроде тетриса. Но тогда мало у кого был интернет и сайт не оправдал возлагаемых надежд. Пажитнов занялся другими проектами. Самой яркой его работой, безусловно, стала Pandora’s Box - 350 первоклассных головоломок. Над их созданием Пажитнов трудился два года. Забавно, что «Ящик Пандоры» протестировал… сам Билл Гейтс! Поговаривают, что он поиграл во все игры «Пандоры». Успел Алексей поработать и на благо проекта Xbox. Он разрабатывал для приставки свои фирменные головоломки, но Microsoft резко пересмотрела свои маркетинговые приоритеты и большинство разработок Алексея отправили в утиль. Последним значимым проектом Пажитнова в Microsoft стала головоломка Hexic. Сейчас на Xbox Live Arcade доступна новая версия игры, которая создавалась уже без участия Пажитнова. Проработав в стане Microsoft почти десять лет, Алексей решил уйти оттуда. Сам он говорит, что в целом, ему очень нравилось работать на Гейтса, но в последнее время стало скучно.

Сейчас Алексей Пажитнов живет с женой и двумя сыновьями в тихом американском пригороде рядом с Сиэтлом. Он по-прежнему придумывает свои любимые головоломки, иногда, пару раз в год наведывается в Москву. Нередко Пажитнова приглашают на игровые выставки, вроде Game Developers Conference, где ему вручают премии за «Вклад в индустрию».

Но вклад Алексея Пажитнова в игровую индустрию не ограничивается одним только тетрисом. Он создал огромное количество интересных игр. Вот лишь некоторые из них:

Faces – игра, в которой из разрозненных кусков нужно было собирать лица известных людей

Breakthru! – головоломка на время, в которой нужно очищать поле, заполненное разноцветными квадратиками

Qwirks – игра, похожая на тетрис – вместо кубиков разноцветные шарики

Knight Moves – головоломка на шахматной доске

Microsoft Puzzle Collection – шесть майкрософтовских головоломок, вышедших на Game Boy

Hexic – головоломка, в которой нужно очистить поле, заполненное шестиугольниками (гексами)

Alexey’s Dwice – красивая вариация тетриса

Алексей Пажитнов действительно очень талантливый программист и игровой дизайнер, но большинство людей знает его только как изобретателя тетриса. И пусть так, ведь тетрис – это настоящая легенда. Самое удивительное свойство этой игры в том, что она до сих пор популярна. Electronic Arts, которая сейчас владеет правами, например, создала версию тетриса для iPad. Про мобильные версии тетриса даже как-то неудобно писать. Все это значит лишь одно – тетрис бессмертен.

Huawei на выставке MWC 2024 представила новые устройства для…
26 февраля на Международной выставке мобильных технологий MWC 2024 в Барселоне Huawei CBG показала свои н…
Иммиграция в Европу с компанией EU-ALLIANCE…
Европейский регион славится своим развитым рынком, предоставлением карьерных возможностей практически …
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor