Позавчерашнее заседание Комитета по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы США оказало свое действие – в день заседания финансовые рынки выглядели вполне пристойно. Чего нельзя сказать уже о дне вчерашнем: в США все (вообще все) фондовые индексы рухнули более чем на три процента. Причем индекс Доу-Джонса, самый известный из них, пересек критическое значение в 11 500 пунктов, после которого многие эксперты предсказывают долгосрочное и серьезное падение.
Мы не будем здесь спорить с экспертами, поскольку если бы оснований не было, то и рынок бы так сильно не падал. Но оснований – больше чем достаточно. Одни проблемы с рейтингами чего стоят. Напомним, что в США действуют так называемые рейтинговые агентства, которые определяют надежность каждой компании путем выставления им специальных (буквенных) рейтингов. До недавнего времени у многих компаний, в том числе тех, которые страхуют финансовые операции, был наивысший рейтинг: ААА. Но после начала кризиса и массовых списаний сомнительных ценных бумаг, не обеспеченных реальными активами, выяснилось, что рейтинги нужно снижать. А снижение рейтингов, скажем, страховщиков автоматически влечет за собой снижение рейтингов ценных бумаг, что, в свою очередь, вынуждает многих эти бумаги продавать. Вот рынки и падают.
Дадим слово экспертам: «Негативной новостью для рынка стало решение аналитиков Goldman Sachs (один из крупнейших инвестиционных банков США, бывшие руководители которого традиционно занимают посты экономических руководителей в Белом доме, в частности, сегодня выходцами из него являются министр финансов США и глава группы экономических советников президента Буша, прим. автора), которые понизили рейтинг акций американских финансовых компаний и банков до «нейтрального», а акции крупнейшего банка США Citigroup Inc. внесли в список бумаг, рекомендованных к продаже. Акции Citigroup рухнули на 6,3%». Вторым негативным фактором стал резкий рост мировых цен на нефть – до 140 долларов за баррель.
Но ладно, факты мы (отчасти) перечислили. А делать-то что? Не могут же американские власти тупо смотреть на все, что происходит на рынках и в их экономике. Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим, а что, собственно, они уже делали последние лет восемь, когда кризис стал более или менее явным. Действовали они, в общем, достаточно стереотипно. Либо начинали активно стимулировать рынки или отдельные падающие отрасли: и легально, например, за счет господдержки, и нелегально (о неявных интервенциях на рынках не пишет сейчас только ленивый). Но это работает только в том случае, если проблемы незначительные. А вот если дело серьезней, как сейчас, например, то нужны более сильные меры.
К таковым традиционно относят снижение стоимости кредита – то есть снижение учетной ставки ФРС США, которое теоретически должно подстегивать экономическую активность. К сожалению, сегодня этот инструмент не работает. И потому, что ставка и так достаточно маленькая (2% всего), и потому, что деньги от ФРС по этой ставке могут получать только банки, которые, в свою очередь, кредиты выдают по ставке рыночной (учитывающей высокие в период кризиса риски), которая уже давно находится где-то на уровне 5,75% и не падала при предыдущих снижениях учетной ставки ФРС. То есть этот инструмент на сегодня просто не работает.
Тем более нельзя ставку повышать как инструмент борьбы с инфляцией, о чем много говорят эксперты в США. Да, действительно, инфляция сегодня для их экономики запредельная, существенно выше 10% в год, и именно она во многом является причиной экономического спада, но повышение ставки – это безусловный обвал. Аналогичный по механизмам (но, судя по всему, больший по масштабу) кризису 1929 года, вызвавшему так называемую Великую депрессию.
И что остается? А остается еще один инструмент, который США за это время применяли дважды. Это Иракская война и события 11 сентября 2001 года (про которые уже почти все понимают, что они были инспирированы самими американцами, о чем я писал еще накануне, 10 сентября 2001 года: http://worldcrisis.ru/crisis/86502?PARENT_RUBR=wc_archiv). Разумеется, точно предсказать сегодня, как именно повернется ситуация завтра, как будет спровоцирован конфликт, мы не можем: могут быть взорваны американские посольства в Европе, может произойти захват американского пассажирского судна, и так далее, и тому подобное. Ясно, что наиболее вероятной целью является Иран, хотя до недавнего времени и Северная Корея бы подошла. Не исключено, что, понимая это, страны Юго-Восточной Азии, которым война на своей территории не нужна, уговорили северокорейского лидера буквально в последние дни пойти на серьезные уступки. Во всяком случае, сегодня Северная Корея уже для таких целей явно не подходит.
Но вывод из всего вышесказанного можно сделать однозначный: если ситуация на финансовых рынках в США не «устаканится» (притом что никаких объективных оснований для этого сегодня нет), то с большой вероятностью США развяжут новый, достаточно серьезный военный конфликт. Поскольку другого способа списать свои проблемы на «объективный» фактор у них просто нет. И горе тем, кого они запишут в этой ситуации в козлы отпущения.
В заключение отметим, что такая война на самом деле не приведет к существенному улучшению экономического положения США. Она лишь позволит нынешней американской элите, существенно ужесточив режим, сохранить свою власть в стране и (части) мире. Пожертвовав некоторой частью своих сателлитов. Причем, по всей видимости, одной из первых жертв станет Израиль, которого, не исключено, бросят в бой первым.