Рецензия: «Самый лучший день». Жора Крыжовников снова отжог

Отечественный режиссёр Андрей Першин («Горько!», «Кухня»), более известный под «сочным» псевдонимом Жора Крыжовников, выпустил очередную интригующую новинку. Молодой и амбициозный постановщик продолжает воспевать простую русскую жизнь, клеймить пьянство и, конечно, экспериментировать с жанрами и формой. Караоке-комедия (именно такое определение придумал создатель картины) «Самый лучший день» с бодрым слоганом «Душа поёт!» нацелилась как следует повеселить зрителей на праздниках.

Скажу честно, по своей воле я бы на этот фильм не пошла: караоке искренне недолюбливаю, на Нагиева с микрофоном и в форме ДПС смотрю, мягко говоря, скептически, да и попсово-шансонная подборка в качестве саунда не вызвала особого энтузиазма. Однако съёмочная группа обнадёживает. Впечатляющий актёрский состав: Юлия Александрова, Ольга Серябкина, Дмитрий Нагиев, Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева, Владислав Ветров, Валентина Мазунина, Ян Цапник, Андрей Малахов, сам Тимур Бекмамбетов в продюсерском кресле и, конечно, режиссёр, чьё имя— уже залог интереса к фильму.

Сюжет

События картины разворачивается где-то в маленьком посёлочке на просторах центральной России. Засидевшийся в холостяках (во многом благодаря гиперопеке маменьки) ДПСник Петя Васютин (Дмитрий Нагиев) делает предложение своей невесте, прекрасной девушке Оле (Юлия Александрова), которая работает на местной бензоколонке. Вечером молодые собираются в торжественной обстановке объявить о помолвке и наконец-то познакомить семьи. Оба с волнением ожидают вечера. Петя побаивается реакции маменьки (Инна Чурикова), хозяйки придорожного кафе, которая до абсурда придирчива к потенциальным невестам. Да и мама Оли (Елена Яковлева), Татьяна, вырастившая дочь в одиночку, хочет уберечь её от повторения своей нелёгкой судьбы.

Размеренное течение провинциальной жизни нарушает заезжая звезда Алина Шёпот (Ольга Серябкина), которая решила прикупить в этих местах дом для мамы. Каноническая гламурная стерва, прихлёбывая винишко, въезжает на своём монструозном Cadillac'е прямиком в машину Васютина. Принципиальный полицейский намерен лишить нахалку прав, но прохаванная старлетка тут же принимается очаровывать ДПСника, чтобы избежать наказания. Увы, Петино сопротивление сломлено бронебойным обаянием девицы и...алкоголя. Жестокая, беспринципная и наглая москвичка умудряется за сутки поломать судьбы простых жителей городка. Её «невинные» забавы, словно грохнувшая шашка динамита, превращает спокойное течение провинциальной жизни в бурлящий поток страстей. Смогут ли наши наивные герои пережить это «столичное вторжение»?

Простор для экспериментов

Вас не должны вводить в заблуждение дилетантский (в хорошем смысле слова) задор и эпатажность работ постановщика со стёбным псевдонимом Крыжовников: Першин закончил режиссёрское отделение ГИТИСа. Кроме того, чтобы умело нарушать правила, их нужно, для начала, знать. Жора не стремится, как многие коллеги по цеху, переиначивать голливудские образцы, не боится воплощать самые дикие идеи не ставит финансовый успех во главу угла. Его фильмы редко оставляют публику равнодушной: им или восхищаются, или разносят в пух и прах. Крыжовников уверенно идёт своей дорогой. И это достойно уважения.

У новинки много общего со скандальной комедией «Горько!». Во-первых, узнаваемый стиль съёмки. Операторы Иван Лебедев и Максим Шинкоренко экспериментируют, используя как профессиональную технику , так и любительскую, вроде популярной в народе экшн-камеры gopro. Нарочито небрежная, документальная, манера съёмки— для «суровой» реальности, для музыкальных номеров— «клиповое» качество и компьютерная графика. Самая живописная часть— пьяный дебош Алины и её свежезавербованной свиты: тут умело чередуются навороченные съёмки с высоты птичьего полёта и, например, кадры с простого видеорегистратора или телефона. Этот визуальный микс очень чётко воспроизводит состояние пьяного угара: чувство меры, совесть и критическое мышление снят, адреналин бурлит в крови, а обычно скучающие в тихом омуте черти выбираются на волю, чтобы адски отжигать. Короче, кто из нас не знает, что можно вытворить по синьке?

Постепенно жанровое определение «караоке-комедия» перестаёт казаться выдуманным исключительно эпатажа для: несмотря на обилие песен и танцев в сюжете, назвать «Самый лучший день» мюзиклом язык почему-то не поворачивается. Караоке, придуманное японским изобретателем Дайсукэ Иноуэ, в России приняли как родное. Хлопнешь немного крепкого,— душа поёт! А тут и микрофон, и музыка, и услужливо ползущие по экрану слова любимых композиций... Работая над сценарием, Жора Крыжовников и Алексей Казаков с хирургической точностью отобрали по-настоящему народные хиты, которым невольно начнёт подпевать даже какой-нибудь эстет, презирающий плебейские вкусы масс: «Зеленоглазое такси» и «Спасибо, родная» Михаила Боярского, «Колыбельная медведицы» из мультика про Умку, летний хит «Мама Люба» группы Serebro, «Не родись красивой» в версии девочек из «Фабрики», с детства любимая «Песенка мамонтёнка», задорная композиция «У меня появился другой» «ВИА Гры», слезогонный поп-хит «Я буду» певицы Лои, нетленка Серова «Я буду любить тебя до слёз» и, конечно, подаривший название ленте «народный» шлягер товарища Лепса.

Лично у меня песни и пляски, которые составляют саму суть жанра «мюзикл», у вызывают раздражение: не могу я принимать массовое или одиночное музыкальное помешательство как должное, клинит. Крыжовников щедро, жирными шматками, распихивает по сценарию музыкальные номера, но при этом фильм не распадается на разнородные куски. Именно караоке становится мостиком между реальностью и фантазией, примиряя красочные «видения» героев с обыденностью. Что касается танцев, то в них постановщики вложили достаточно юмора и иронии: многие номера откровенно пародируют сцены из популярных мюзиклов с поправкой на наш неповторимый колорит.

Вердикт

Не стоит думать, что «Самый лучший день» — это лишь беззаботное сумасшествие и развлекуха. На поверхности лежит грубоватый едкий юмор, понятный всем: режиссёр высмеивает сельский заповедник непуганных идиотов, провинциальную глупость, недалёкость и вульгарность. Герои — сплошь узнаваемые типажи, плотно осевшие в народном фольклоре: честный ДПС-ник, суровая еврейская мамочка, ранимая невеста, наглая кассирша, хитрый выпивоха и так далее. Заезжая злодейка Алина Шёпот — тоже стереотипна: богатая и успешная столичная стерва. У неё нет цели нагадить жителям городка, она веселится без задней мысли, — хрестоматийный пример создания комического эффекта. Для пущей достоверности певицу сыграла не профессиональная актриса, а солистка группы Serebro Ольга Серябкина.

Талантливо сделанную вещь отличают глубина и неоднозначность. Крыжовников суров со своими героями и не торопит хэппи-энд: ошибки надо исправить, вину искупить и, конечно, бухать— бросить. Если задуматься, под личиной комедии скрывается настоящая социальная драма. На самом деле, между жителями одной страны огромная пропасть: провинциалы будут смеяться над московской певицей, которая вытворяет какую-то дурь и постоянно делает туповатые селфи, а горожане поржут над провинциальной глупостью и пошлостью.

Если копнуть глубже, становится уже не смешно, а жалко— всех. Наивные и простодушные провинциалы способны на искренние чувства, но их уютный мирок легко разрушить. Алина не злодейка, просто на пути к цели пришлось стать жёстче. Несмотря на все атрибуты успеха, она одинока и несчастна. Вот вам и «комедия».

Оценка: 7 из 10

Трейлер

700" height="394"

• В кино с 24 декабря

• Режиссёр — Жора Крыжовников

• Озвучивали: Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Ольга Серябкина, Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева, Владислав Ветров, Валентина Мазунина, Ян Цапник, Андрей Малахов

МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor